Организация работы по формированию правовой культуры

МОУ «Красноборская средняя школа»

 

 

 

 

 

 

 

Выступление 

на РМО заместителей директоров по воспитательной работе

«Организация работы в ОУ по формированию правовой культуры»

 

 

 

 

                                                                                        Подготовила:

                                                                                   заместитель директора по ВР

                                                                                МОУ «Красноборская СШ»

                                                          Еристова М. В.

 

 

2016 год

Необходимо донести до разума и чувств 
каждого ребенка правовые ценности, 
превратить их в личные убеждения и 
внутренний ориентир поведения.

 

Формирование демократического государства и гражданского общества в России, изменения, происходящие во всех сферах жизни российского общества, требуют адекватных изменений и в сфере образования. В современных условиях значимым приоритетом в образовании является обучение и воспитание человека-гражданина, человека высокой правовой и политической культуры. В стандартах среднего (полного) общего образования определено, что «выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, развитым формальным интеллектом (формируемым, например, средствами математики), но и иными способностями: критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, и строить собственную жизненную траекторию; должен иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, осознавать себя личностью, быть социально активным, уважающим закон и правопорядок, выполняющим свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством». Именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России. То есть в настоящее время формирование правовой культуры учащихся  становится стратегическим направлением в работе любого образовательного учреждения и нашей школы тоже .

Основной целью работы школы   по формированию правовой культуры школьников является: развитие  у учащихся правосознания и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.

Реализация данной цели осуществляется через следующие задачи:

Ø воспитать у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам;

Ø развить интерес к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов;

Ø содействовать повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников;

Ø расширить у школьников запаса правовых знаний;

Ø формировать базу правового и политического сознания личности;

Ø научить школьников приемам безопасного и ответственного поведения;

Ø воспитать умения пользоваться своими правами, личными свободами и следовать своим обязанностям. 

В нашей школе  система работы по формированию правовой культуры школьников, которая включает следующие компоненты: 

  • учебная деятельность учащихся
  • внеурочная деятельность
  • воспитательное пространство.

Формированию компетенций в социально-правовой сфере способствуют учебные предметы «Обществознание», «История», «Право», «Экономика» и др.

  Правовое невежество ведет к правовому беспределу. Вот почему правовое просвещение  стало приоритетным направлением не только в учебной, но и внеурочной воспитательной работе. Массовое  правовое информирование в школе осуществляется с помощью:

— стенда «Подросток и закон»;

— книжных выставках «Знай закон смолоду», организуемой ежегодно в школьной библиотеке;

— выпуска  и распространения буклетов «Знатоки законов», «Права, обязанности и ответственность детей».   

Большое значение для  гражданина имеет его  правовая грамотность, понимание им необходимости соблюдения норм и правил законопослушного поведения.  С этой целью ежегодно проводится месячник правового воспитания «Права детства».  В рамках месячника   проводятся правовые  игры «Закон суров, но он закон», диспуты «О правовой ответственности молодых людей за свои поступки», круглый стол «Молодежь выбирает будущее». В практику работы классных руководителей вошли:  беседы  «Законы школьной  жизни. Права и обязанности учащихся»,  «Избирательные права граждан России», «Голосуй или проиграешь», классные часы по использованию Государственной символики: «Символы государства», «Государственный Герб», «Знамена России».

Формированию у детей мировоззрение, основанного на уважении к закону, способствует проведение декады правовых знаний,  в рамках которой  ребята третьего класса провели интеллектуальную игру «Наша конституция дала нам главное – право!», во втором классе прошел классный час «Права и ответственность детей», прошел общешкольный конкурс рисунков «Имеем права», семиклассники приняли участие в беседе  по профилактике правонарушений «А что мне за это будет?». Уже не первый год во время декады правовых знаний мы проводим мероприятия, не ограничиваясь рамками школы, а приглашаем учащихся из других школ. В прошлом учебном году » на  «Правовой» КВН была приглашена команда из Светлогорской средней школы, а в этом году  у нас в гостях побывали учащиеся Шатковской основной школы. Творческий подход в представлении команд, сплоченность, хорошие правовые знания участников сделали соревнования интересными и зрелищными. Острая борьба команд, активная поддержка болельщиков, музыкальное и художественное оформление мероприятия оставили этот праздник надолго в памяти ребят.

Через такие формы работы  педагоги школы формируют навыки самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством, способствуем развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности. Подобные мероприятия помогаем школьникам составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества.

Необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства является активная гражданская позиция  членов этого общества. Развитию социальной правовой активности способствуют участие в  акциях и социально значимой  проектной деятельности.  В этом направлении хотелось бы отметить такие проекты как «Мемориал памяти!», «Дорогами добра» и т. д., которые  способствуют приобретению опыта, изучению потребностей сверстников, планированию, принятию решений. Поиск средств их реализации, принципиально изменяют отношение школьников к общественным делам. 

В школе накоплен   опыт социального партнерства по формированию правовой культуры школьников. Тесное взаимодействие с сотрудниками правоохранительных органов, инспектором ПДН, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав  позволяет положительно решать проблему формирования правовой культуры школьников. О правах, обязанностях и ответственности шел разговор на встрече учеников 7-9 классов со  следователем  Шатковского межрайонного следственного отдела управления следственного комитета РФ по Нижегородской области Буреевым Александром Александровичем.  В сентябре перед учащимися 8-11 классов выступала руководитель следственного комитета РФ по Нижегородской области Титова Наталья Николаевна. Миронова Надежда Анатольевна — ответственный секретарь комиссии  по делам несовершеннолетних и защите их прав рассказала старшеклассникам о работе этой комиссии, привела примеры, в каких случаях несовершеннолетних вызывают на заседание комиссии, еще раз напомнила об ответственности несовершеннолетних за административные и уголовные правонарушения. В школе регулярно организуются встречи с участковым уполномоченным Дедаевым Сергеем Николаевичем, старшим инспектором ПДН Ушевым Олегом Леонидовичем, которые проводят беседы с учащимися на правовые темы.  А совсем недавно ученики 9 класса побывали на экскурсии в отделе МВД Шатковского района, где они поближе познакомились с работой полицейского.  Ткаченко Николай Борисович показал им приемы рукопашного боя. Эти встречи способствуют  повышению правовой грамотности несовершеннолетних по вопросам законодательства в области защиты прав несовершеннолетних, снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.

Поговорка гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». То есть правовое воспитание учащихся невозможно представить в отрыве от правового образования родителей. Правовое просвещение родительской общественности носит систематический и планомерный характер.  На родительских собраниях проходит работа по повышению уровня правовых знаний родителей, ориентация на защиту прав своего ребенка, оказывается помощь в воспитании детей. На общешкольных родительских собраниях в течении последних трех лет выступали Титова Н. Н., Ушев О. Л., Москаева М. А., Миронова Н. А.

Только системный  подход  к организации процесса воспитания правовой культуры учащихся, а также заинтересованность всех субъектов воспитательного процесса  может привести к положительной динамике  в работе по  данному направлению.  

 

 

 
 

Версия для слабовидящих

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ГИА (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ)

Горячая линия

По вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях вы можете сообщить по телефонам:

— Министерства образования и науки Нижегородской области 433-45-80 (круглосуточно), 433-24-51

— администрации Шатковского муниципального округа 4-16-86 ( с 08.00 до 17.00 часов)

— отдела образования администрации Шатковского муниципального округа 4-19-03 ( с 08.00 до 16.00 часов)

темы для wordpress