Организация работы по формированию правовой культуры
МОУ «Красноборская средняя школа»
Выступление
на РМО заместителей директоров по воспитательной работе
«Организация работы в ОУ по формированию правовой культуры»
Подготовила:
заместитель директора по ВР
МОУ «Красноборская СШ»
Еристова М. В.
2016 год
Необходимо донести до разума и чувств
каждого ребенка правовые ценности,
превратить их в личные убеждения и
внутренний ориентир поведения.
Формирование демократического государства и гражданского общества в России, изменения, происходящие во всех сферах жизни российского общества, требуют адекватных изменений и в сфере образования. В современных условиях значимым приоритетом в образовании является обучение и воспитание человека-гражданина, человека высокой правовой и политической культуры. В стандартах среднего (полного) общего образования определено, что «выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, развитым формальным интеллектом (формируемым, например, средствами математики), но и иными способностями: критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, и строить собственную жизненную траекторию; должен иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, осознавать себя личностью, быть социально активным, уважающим закон и правопорядок, выполняющим свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством». Именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России. То есть в настоящее время формирование правовой культуры учащихся становится стратегическим направлением в работе любого образовательного учреждения и нашей школы тоже .
Основной целью работы школы по формированию правовой культуры школьников является: развитие у учащихся правосознания и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.
Реализация данной цели осуществляется через следующие задачи:
Ø воспитать у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам;
Ø развить интерес к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов;
Ø содействовать повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников;
Ø расширить у школьников запаса правовых знаний;
Ø формировать базу правового и политического сознания личности;
Ø научить школьников приемам безопасного и ответственного поведения;
Ø воспитать умения пользоваться своими правами, личными свободами и следовать своим обязанностям.
В нашей школе система работы по формированию правовой культуры школьников, которая включает следующие компоненты:
- учебная деятельность учащихся
- внеурочная деятельность
- воспитательное пространство.
Формированию компетенций в социально-правовой сфере способствуют учебные предметы «Обществознание», «История», «Право», «Экономика» и др.
Правовое невежество ведет к правовому беспределу. Вот почему правовое просвещение стало приоритетным направлением не только в учебной, но и внеурочной воспитательной работе. Массовое правовое информирование в школе осуществляется с помощью:
— стенда «Подросток и закон»;
— книжных выставках «Знай закон смолоду», организуемой ежегодно в школьной библиотеке;
— выпуска и распространения буклетов «Знатоки законов», «Права, обязанности и ответственность детей».
Большое значение для гражданина имеет его правовая грамотность, понимание им необходимости соблюдения норм и правил законопослушного поведения. С этой целью ежегодно проводится месячник правового воспитания «Права детства». В рамках месячника проводятся правовые игры «Закон суров, но он закон», диспуты «О правовой ответственности молодых людей за свои поступки», круглый стол «Молодежь выбирает будущее». В практику работы классных руководителей вошли: беседы «Законы школьной жизни. Права и обязанности учащихся», «Избирательные права граждан России», «Голосуй или проиграешь», классные часы по использованию Государственной символики: «Символы государства», «Государственный Герб», «Знамена России».
Формированию у детей мировоззрение, основанного на уважении к закону, способствует проведение декады правовых знаний, в рамках которой ребята третьего класса провели интеллектуальную игру «Наша конституция дала нам главное – право!», во втором классе прошел классный час «Права и ответственность детей», прошел общешкольный конкурс рисунков «Имеем права», семиклассники приняли участие в беседе по профилактике правонарушений «А что мне за это будет?». Уже не первый год во время декады правовых знаний мы проводим мероприятия, не ограничиваясь рамками школы, а приглашаем учащихся из других школ. В прошлом учебном году » на «Правовой» КВН была приглашена команда из Светлогорской средней школы, а в этом году у нас в гостях побывали учащиеся Шатковской основной школы. Творческий подход в представлении команд, сплоченность, хорошие правовые знания участников сделали соревнования интересными и зрелищными. Острая борьба команд, активная поддержка болельщиков, музыкальное и художественное оформление мероприятия оставили этот праздник надолго в памяти ребят.
Через такие формы работы педагоги школы формируют навыки самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством, способствуем развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности. Подобные мероприятия помогаем школьникам составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества.
Необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства является активная гражданская позиция членов этого общества. Развитию социальной правовой активности способствуют участие в акциях и социально значимой проектной деятельности. В этом направлении хотелось бы отметить такие проекты как «Мемориал памяти!», «Дорогами добра» и т. д., которые способствуют приобретению опыта, изучению потребностей сверстников, планированию, принятию решений. Поиск средств их реализации, принципиально изменяют отношение школьников к общественным делам.
В школе накоплен опыт социального партнерства по формированию правовой культуры школьников. Тесное взаимодействие с сотрудниками правоохранительных органов, инспектором ПДН, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав позволяет положительно решать проблему формирования правовой культуры школьников. О правах, обязанностях и ответственности шел разговор на встрече учеников 7-9 классов со следователем Шатковского межрайонного следственного отдела управления следственного комитета РФ по Нижегородской области Буреевым Александром Александровичем. В сентябре перед учащимися 8-11 классов выступала руководитель следственного комитета РФ по Нижегородской области Титова Наталья Николаевна. Миронова Надежда Анатольевна — ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассказала старшеклассникам о работе этой комиссии, привела примеры, в каких случаях несовершеннолетних вызывают на заседание комиссии, еще раз напомнила об ответственности несовершеннолетних за административные и уголовные правонарушения. В школе регулярно организуются встречи с участковым уполномоченным Дедаевым Сергеем Николаевичем, старшим инспектором ПДН Ушевым Олегом Леонидовичем, которые проводят беседы с учащимися на правовые темы. А совсем недавно ученики 9 класса побывали на экскурсии в отделе МВД Шатковского района, где они поближе познакомились с работой полицейского. Ткаченко Николай Борисович показал им приемы рукопашного боя. Эти встречи способствуют повышению правовой грамотности несовершеннолетних по вопросам законодательства в области защиты прав несовершеннолетних, снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.
Поговорка гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». То есть правовое воспитание учащихся невозможно представить в отрыве от правового образования родителей. Правовое просвещение родительской общественности носит систематический и планомерный характер. На родительских собраниях проходит работа по повышению уровня правовых знаний родителей, ориентация на защиту прав своего ребенка, оказывается помощь в воспитании детей. На общешкольных родительских собраниях в течении последних трех лет выступали Титова Н. Н., Ушев О. Л., Москаева М. А., Миронова Н. А.
Только системный подход к организации процесса воспитания правовой культуры учащихся, а также заинтересованность всех субъектов воспитательного процесса может привести к положительной динамике в работе по данному направлению.