Традиционные праздники

МОУ «Красноборская средняя школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Исследовательский   проект)

 

   Выполнила: ученица 4 класса

Дивина Алина

Руководитель: воспитатель ГПД

Ильина Оксана Анатольевна

 

 

 

 

 

2016 год

 

Введение

Я живу в селе Красный Бор.  Мое село – это старинный населенный пункт, с очень интересной историей. Историю можно изучать не только по книгам и летописям, но и по другим, иногда и необычным источникам. Например, изучая традиционные праздники села. На Руси всегда любили праздники, потому что народ, умея трудиться, умел и веселиться. Праздник всегда шагал в ногу с историей, являясь отражением жизни народа. Это часть нашей русской культуры. А старое нужно знать и беречь. Особенно любимыми, в нашем селе,   являются зимние праздники – это Рождество, Святки и Масленица. Я задумалась, а хорошо ли мы знаем традиции, обряды и обычаи  празднования этих праздников? Я составила анкету (Приложение I) и предложила заполнить ее  ученикам нашего класса. Обработав  данные анкеты (Приложение II), я поняла, что  многие ребята не знают народных праздников. А еще я была удивлена, что ребята к народным праздникам относят Новый год, 8 марта, 23 февраля. А это неправильно. И тогда появилась идея собрать материалы о народных зимних праздниках села. А также отпраздновать их в школе вместе с ребятами класса.

 

 Цель проекта:  изучение традиционных праздников села Красный Бор

Для достижения поставленной цели, решаются следующие задачи:

  • выяснить, какие зимние праздники являются наиболее почитаемыми в нашем селе;
  • собрать сведения о традициях празднования зимних праздников в селе Красный Бор;
  • записать воспоминания старожилов села;
  • собрать фольклорный материал села, связанный с этими праздниками

 

Основополагающий вопрос проекта:

Какие  зимние праздники являются традиционными для села Красный Бор

 

Методы, использованные в ходе исследовательской деятельности:

 

  • социологический опрос учащихся;
  • анализ собранных воспоминаний;
  • анализ архивных фотографий жителей села.

 

План действий

  1. Анкетирование учащихся.
  2. Проведение в классе обсуждения идеи проекта, выявление интересующих учащихся вопросов.
  3.    Встреча со старожилами села и библиотекарем.
  4. Изучение научного материала о зимних праздниках села
  5. Подготовка к празднику.

Практическая ценность проделанной работы:

      Тема сохранения традиций нашего народа очень значима для меня, так как я хочу сохранить память о праздниках и обычаях, и поделиться находками со своими ровесниками.

 

 Оценка результативности проекта

Результативность проекта можно оценивать по следующим критериям:

  • Расширим знания по истории, культуре и традициям своего села
  • Приобретем навыки исследовательской работы

 

 

Перспективы развития проекта

Материалы данного проекта помогут   познакомиться с историей возникновения праздников, продемонстрировать традиции и обряды празднования Рождества, Святок, Масленицы, углубить свои познания в области народной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к проекту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение I

 

Анкета.

  1. Как Вы считаете, должен ли школьник знать традиции своего народа?
  2. А знаете ли Вы традиционные народные праздники села Красный Бор?
  3. Пожалуйста, перечислите, какие традиции, обычаи, обряды связаны с этими праздниками.
  4. Зачем нужно отмечать народные праздники?
  5. Нужно ли в школе отмечать народные праздники?
  6. Хотите ли Вы быть участником народных праздников?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение II

Данные обработки анкет школьников.

 

 

 

 

  1. Как Вы считаете, должен ли школьник знать традиции своего народа? – «да» — 15человек., «незнаю» -4
  2. Пожалуйста, перечислите, традиционные праздники села Красный Бор:  – Новый год – 11 чел., 23 февраля – 11 чел., 8 Марта – 11 чел.,  9 Мая – 8 чел.,  Рождество – 2 чел., Масленица – 2 чел.
  3. Перечислите, какие традиции, обычаи, обряды связаны с этими праздниками.  «… сжигание масленицы» -5 чел., «…блины» — 9 чел., «… перетягивание каната» -5 чел.
  4. Нужно ли в школе отмечать народные праздники? — «да» — 19, «нет» — 0 чел, «не знаю» — 0 чел.
  5. Хотите ли Вы быть участником народных праздников? — «да» — 15, «нет» — 1, «не знаю» — 3 чел.
  6. Зачем нужно отмечать народные праздники и традиции? – «…чтобы соблюдать традиции» — 3, «…чтобы традиции сохранились» — 3, «…чтобы наши потомки их знали» — 1, «… чтобы они продолжили свое существование»

 

 

 

 

 

 

 

Приложение III

 

Как праздновали МАСЛЕНИЦУ в старину?

       В процессе работы я выяснила, что  Масленица  — самый веселый, очень шумный и народный праздник.  Народ во все времена, как только мог, так и старался отпраздновать ее веселее, сытнее, богаче. Считалось, что если так отпразднуешь масленицу, тогда и весь предстоящий год будет настолько же благополучным и сытым. Вся крещеная Русь в это время  предавалась всевозможным потехам, которые повторялись из года в год, практически не изменяясь. Существовало также и поверье, что не потешаться во время широкой Масленицы — значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить».

         Масленицу называют сырной седмицей. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост.

Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья. Блины, блинчики, оладьи  на Руси пекли весь год, но все же именно они стали основным угощением и символом праздника Масленицы. Скорее всего, потому, что круглый румяный блин очень похож на жаркое летнее солнце, которого все люди ждали зимой.

      Последний день Масленицы — Прощёное воскресенье. Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощеное воскресенье поминали усопших. В этот день ходили в баню. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы. В храме на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы.

 

Встречи с жителями села Красный Бор

 

Из воспоминаний Власовой Нины Ивановны

 «Масленицу праздновали всегда. Веселились от души весь день. С вечера напечём блинов, пирогов. А утром, после утренней дойки, запрягали лошадь, на сани ставили самовар, щепок в него натолкаем и зажжем. Как начинает дымиться, блины с собой, пироги – и поехали по селу. Кого встретим – угощаем. Песни поём. Всегда пели. И сытые пели и голодные, всё равно пели песни. В центре села ставили большие качели.  Когда катались, дух захватывало.    А вот помню, после войны лошадей не было, так  кто-то  сшил  маленький хомутик и запрягли   козу в санки. На санки поставили самовар, тазик для пирогов и подарков. Идут за козой, песни поют,  один из парней на  гармошке играет, а  маленькие  ребятишки гурьбой бегали за санями из конца села в конец».

 

Большие качели в центре села Красный Бор (из личного архива Власовой Н.И.)      

 

 

Катание на лошадях  

« В один из первых дней мы  ходили от дома к дому и собирали «на Масленицу», пели такие припевки:

Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!

 

   

«Хорошо помню мамины блины, которые она пекла на масленицу.

Они были очень вкусные, ароматные,  на молоке и с коровьим маслом.

  Этот рецепт храню как память о маме».

 

Блины красные
Что нужно:
25 г дрожжей, 500 г муки, 600 мл молока, 3 яйца, 50 г сливочного масла
Что делать:
В 200 мл теплого молока растворить дрожжи и всыпать 200 г муки. Все перемешать

и дать подойти в теплом месте. Через 2 ч добавить 3 желтка, растертых с теплым

сливочным маслом, немного соли, оставшуюся муку и молоко. Все перемешать

и дать тесту подойти втечение часа. Взбить 3 белка, аккуратно ввести в тесто и

печь блины на раскаленных сковородках.

 

 

Рецепты блинов, которые пекут на Масленицу

Сдобные гречневые блины
2 стакана гречневой муки, 2 стакана пшеничной муки, 4 стакана молока,

3 яйца, 100 г. сливок, 1 столовая ложка сахара, 25 — 30 г. дрожжей,

 2 столовые ложки сливочного масла, соль по вкусу, растительное масло для

 смазывания сковороды.
В эмалированную кастрюлю всыпать гречневую муку, влить 2 стакана теплого молока,

предварительно разведя в нем дрожжи. Все хорошо перемешать и поставить в

теплое место. Когда тесто поднимется, размешать его деревянной ложкой, влить

остальное молоко, всыпать пшеничную муку и хорошо перемешать. Тесто снова

 поставить в теплое место. После того, как оно подойдет, добавить яичные желтки,

растертые с двумя столовыми ложками сливочного масла, сахаром, солью. Все

хорошо перемешать. Взбить сливки, добавить к ним яичные белки и еще раз взбить.

Размешать с тестом и поставить в теплое место на 15 — 20 минут.

Выпекать блины обычным способом.

Блины старинные
100 г дрожжей , 3/4 чайной ложки соды, 2 яйца, 6 стаканов муки, 4-5 стаканов молока,

 соль и сахар по вкусу, сливочное масло 50 г, жир для выпекания 50 г.
Дрожжи растворить в теплой воде (в 6 стаканах), добавить питьевую соду, яйца, соль,

 сахар по вкусу и муку. Тщательно перемещать, чтобы не было комков,

поставить подходить.
Когда масса подойдет, т.е. увеличится в объеме более чем в 2 раза, ее нужно развести

горячим (не кипящим) молоком, тщательно размешать и оставить подходить, пока

не появятся пузырьки (примерно на 30 минут).
Тесто жарится на маленьких сковородках, тонким слоем, т.е. получаются так

 называемые кружевные блины. Сковородку лучше смазывать салом на вилке.

 Кастрюлю с готовыми блинами ставят на паровую баню или мармит.

При подаче гостям каждая порция поливается сливочным маслом.

Блины «Скородумки»
Мука пшеничная 80 г, яйцо 1 штука, масло сливочное 20 г, соль 3 г, кислое молоко

230 г.Для выпекания — жир или растительное масло 10 г.
В кастрюлю кладут муку, яичные желтки, растопленное сливочное масло,

 хорошо перемешивают и разводят кислым молоком. Затем хорошо взбивают

 белки и вводят их в тесто. Выпекают с двух сторон на хорошо разогретой сковороде.

К «Скородумкам» можно подать икру, копченую рыбу или сметану.

Старинный рецепт закуски к блинам
Масло сливочное растапливается. Когда оно закипает, туда вливается 4 взбитых яйца.  Кастрюля остается на огне. Закуска готова, когда масло становится прозрачным, а яйцо сформировалось в массу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как праздновали Рождество в старину?

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим праздникам,

по Евангелию, изображающему это событие великим и чудесным. Мы отмечаем

Рождество в ночь с 6 на 7 января. Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает:

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума; в нем бо звездам служащие, звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе».

  Праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней 6 января в 12 часов ночи начинается торжественное богослужение в православных храмах. А 7 января принято поздравлять друзей и родных с этим светлым праздником 6 января в 12 часов ночи начинается торжественное богослужение в православных храмах. А 7 января принято поздравлять друзей и родных с этим светлым праздником.  Было  принято в эти дни двери держать открытыми, чтобы заходили все, кто хочет отпраздновать Рождество, поделиться праздничной радостью.
Канун Рождества  назвался  «сочельник», и слово это происходит от ритуальной пищи, вкушаемой в этот день — сочива. Это обрядовое кушанье, которое обязательно готовили для этого вечера. Пищу в сочельник нельзя было принимать до первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам и Рождестве Спасителя. А с наступлением сумерек, когда загоралась первая звезда, садились за стол и делились облатками, желая друг другу всего доброго и светлого.

Трапеза накануне Рождества проходила в тишине. Ели постную кутью — сочиво, печеную рыбу, желательно приготовленную целиком, и густой компот — взвар. Сочиво представляло собой постную кашу из красной пшеницы, ячменя, ржи, гречихи, гороха или чечевицы, заправленную конопляным, маковым   соком — молочком. Позднее его стали готовить из риса и с добавлением меда, измельченных орехов, иногда изюма. Такая каша была достаточно калорийной, чтобы продержаться до начала Рождества. А вот уже рождественский стол на Руси был не просто праздничным столом — это был и остается во многих семьях самым богатым, обильным и разносольным: блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок с начинкой из каши, свиная голова с хреном, свиная колбаса домашняя, жаркое, медовые пряники, сбитень и, конечно, жареный гусь. К Рождеству припасали самые лучшие продукты. С давних времен повелось, что обилие и разнообразие блюд на рождественском столе — к удачному и щедрому году.

С Рождества начинаются Святки — сплошные праздники, которые длятся до Крещенского Сочельника и сопровождаются гуляньями, посещением родных и друзей, маскарадами.

В старину принято было колядовать:
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
На Святки в России испокон веков было принято рядиться, устраивать веселые игры, ходить по домам, будить спящих, поздравлять всех встречных с поворотом солнца на лето, а позже, после принятия христианства, с Рождеством, шутить, петь песни. Заканчивались колядки всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.
Святочные гадания разнообразны и многочисленны. Занимались ими девушки, иногда под руководством старших женщин. А интересовало их, прежде всего, выйдут ли они в следующем году замуж или останутся «в девках», будут ли богаты или бедны, вообще, будут ли живы или умрут. Поэтому очень многие гадания связаны с поисками суженого.

 

 

 

 

 

 

 

Из воспоминаний Аляевой Тамары Васильевны

 

 

 

«На Рождество в каждом доме  пекли много пирогов   — для многочисленных гостей и для тех, кто придет «колядовать». В ночь под Рождество по домам ходили ряженые, поздравляли всех с праздником. Их одаривали вкусностями,  приглашали к столу, потом они шли в следующий дом.

 

 

Ряженые пели:

 Коляда, коляда!

Подавай пирога,

Блин да лепешку

 В заднее окошко!

Коляда, коляда!

Отворяйте ворота,

  Открывайте сундучки,

 Доставайте пятачки!

 Ряженые одевались так, как хотели. Кто был медведем, кто ослом, кто бараном. Кто просто ярко красил щеки Свеклой  и надевал цветастый платок на голову. Мне очень нравилось ходить по дворам и петь колядки.  Это было очень веселое время».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зимние  праздники, которые проводили в школе

 

Широкая Масленица

 

       

 

 

                

 

 

                                        

 

 

 

Рождество Христово

 

 

  

 

          

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

Настали Святки – запевай Колядки

 

 

                                              

                         

Заключение. Ценность и актуальность исследования.

«Кто владеет прошлым, тот владеет настоящим,

кто владеет настоящим, тот владеет будущим»

                                                                                                    Л.Н. Гумилёв

          Главный результат моей работы – собраны воспоминания о традициях празднования зимних праздников в  нашем селе.  Богатые народные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря их невосполнима. Они нуждаются, как и наша земля, в защите и восстановлении. Уходят из жизни люди старшего поколения. Уходят из жизни традиции и обычаи народа. Так может уйти из жизни и память поколений, и Родина станет уже чужой, не нашей. Пока живы традиции и обычаи русские, жива будет и душа русского народа, жива будет наша Родина – Россия! Результаты своей работы я собираюсь поместить на сайт нашей школы, а также оформить альбом по теме моего исследования.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Версия для слабовидящих

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ГИА (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ)

Горячая линия

По вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях вы можете сообщить по телефонам:

— Министерства образования и науки Нижегородской области 433-45-80 (круглосуточно), 433-24-51

— администрации Шатковского муниципального округа 4-16-86 ( с 08.00 до 17.00 часов)

— отдела образования администрации Шатковского муниципального округа 4-19-03 ( с 08.00 до 16.00 часов)

темы для wordpress