КВН Знатоки права
МОУ «Красноборская средняя школа»
КВН
«Знатоки права»
Красный Бор, 2016 г.
Пояснительная записка
Правовое воспитание школьников является одной из приоритетных задач современной системы школьного образования, содержание которого в передаче правовых знаний ученикам. Разработка методики и комплекса мер по повышению правовой сознательности школьников разных возрастных групп – необходимое условие высокой правовой культуры личности в социуме. Для любого человека законопослушность является ключевым моментом благополучной и защищенной жизни в правовом обществе.
В нашей школе ежегодно в декабре проходит месячник правового воспитания «Права детства», в рамках которого в классных коллективах проводятся беседы, диспуты, информационные часы, викторины, встречи с сотрудниками следственного комитета, ОМВД и т. д.
Данное мероприятие было проведено в ходе декады правовых знаний между командами 9-11 классов МОУ «Красноборская СШ» и МОУ «Светлогорская СШ».
Основная цель: развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания.
Задачи:
- формирование в неформальной, игровой обстановке у школьников правовой культуры;
- создание условий для реализации творческого потенциала школьников;
- формирование коммуникативной культуры, навыков взаимодействия в группе в решение общей проблемы;
- развитие логического мышления, памяти, творческих способностей учащихся
Звучит фонограмма песни «Мы начинаем КВН»
Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается,
Закон управляет людьми, разум — законом.
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня речь пойдет о праве.
Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника – ему придется уповать только на случай. Право – тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством. Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.
Предлагаем вам поучаствовать в конкурсе и определить, насколько хорошо вы знаете законы нашей страны и умеете ими пользоваться в различных жизненных ситуациях.
Ведущий: Прежде чем мы начнем КВН, разрешите представить вам членов нашего жюри.
Звучит фонограмма песни «Мы начинаем КВН»
Ведущий: С жюри мы познакомились, настало время познакомиться с нашими участниками.
Сегодня в КВН принимают участие:
Команда Красноборской средней школы «Фемида»
и команда Светлогорской средней школы «Правозащитники»
И первый наш конкурс «Приветствие» (название, девиз)
Система оценивания данного конкурса – пятибалльная.
(Приветствие команды «Фемида» (Приложение 1)
Ведущий:
Следующий конкурс «Разминка»
Каждой команде дается 2 мин., в течение которых они отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы для команд:
Вопросы первой команде: | ||
1. | Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. | Референдум |
2. | Когда отмечается День прав человека? | 10 декабря |
3. | Что такое презумпция невиновности? | Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена судом и в соответствии с законом.) |
4. | Кто является главой Российской Федерации?
|
Президент |
5. | Чем по национально-государственному устройству является Россия? | Федерация |
6. | Как, по убеждению солдат, участников восстания декабристов 14 декабря 1825 года, звали жену цесаревича Константина, которому они были готовы принести присягу? | Конституция |
7. | Отдельный гражданин как субъект гражданского права. | Физическое лицо |
8. | Утверждение органами верховной законодательной власти государства международных соглашений или договоров, придающее документу юридическую силу. | Ратификация |
9. | К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район? | Район |
10. | В каком году была принята ныне действующая конституция? | 1993
|
Вопросы второй команде: | ||
1. | Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? | Конституция |
2. | Кто является гарантом конституции РФ? | Президент РФ |
3. | Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком? | Человек до 18 лет |
4. | Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является … | Народ |
5. | Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации | Декларация |
6. | Процедура вступления в должность главы государства называется… | Инаугурация |
7. | Защита отечества для гражданина России является… | Почетной обязанностью |
8. | К исполнительной ветви власти относится… | Правительство |
9. | Государственным языком на всей территории России является… | Русский |
10. | Условие допущения физического лица к пользованию теми или иными политическими правами и свободами называется… | Ценз |
Ведущий:
А мы двигаемся дальше и следующий конкурс «Сказка ложь, да в ней намек»
(Команда выбирает фрагмент м/ф.)
Вы смотрите фрагмент мультфильма и отвечаете на вопрос. (Презентация –Приложение 2)
За полный и правильный ответ – 5 баллов.
М/ф «Гуси – лебеди»
Какое преступление совершили Гуси-Лебеди?
Какие права Иванушки были нарушены?
Ответ: Произошло похищение ребёнка. Нарушено его право на жизнь, которое закреплено п. 1 ст. 20 КРФ, на свободу в ст. 22 КРФ., возможность воспитываться в семье.
М/ф «Чиполлино»
Какие права дядюшки Тыквы – одного из героев сказки Д. Родари «Чиполлино» были нарушены?
Ответ: Было нарушено конституционное право – право на жилище.
Ведущий: Не зря говорят, сказка ложь, да в ней намек. Действительно, мы еще раз убедились в том, что любая сказка нас чему-то, да учит.
Следующий конкурс «Реши задачу»
Команды выбирают задачу. За правильный ответ – 5 баллов.
Задача 1.
Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей.
Права ли мама? Почему?
Ответ: Мама не права, так как согласно ст. 55 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда.
Задача 2.
Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без уважительной причины более 4-х часов подряд. Руководитель учреждения уволил его с работы за прогул.
Допустил ли руководитель учреждения нарушение действующего законодательства?
Ответ: Руководитель учреждения не нарушил действующее законодательство. В соответствии с п. 6 «а» ст. 81 Трудового кодекса РФ прогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить (расторгнуть трудовой договор) можно за один прогул.
Ведущий:
А сейчас можно расслабиться. Следующий конкурс «В шутку о серьезном». Задача команд за 5 минут серьезно ответить на шуточные вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.
вопрос | ответ | |
1 | Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука». | Черт побери |
2 | У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? | Билета |
3 | Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. | Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля» |
4 | Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. | Сорока |
5 | Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. | Буратино |
6 | Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича? | Глеб Жиглов |
7 | В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» | Кавказская пленница |
8 | «Избави Бог и нас от этаких судей!»-восклицал
А. Крылов. Кто же был героем басни? |
Осел |
9 | Как появилось выражение: «Написано на лбу»? | Происходит от обычая ставить клеймо на лбу у преступника |
10 | Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. | Шапка |
Ведущий: Чтобы, вы, уважаемые болельщики, не скучали для вас танец в исполнении девочек 8 класса.
Ведущий: Основополагающие права закреплены в Конституции РФ. Совсем недавно мы отмечали День Конституции. Поэтому я предлагаю еще раз вспомнить этот важнейший документ и следующий конкурс «Конституционные термины».
По подсказкам каждая команда определяет, о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Та команда, которая быстрее отгадает слово с первой подсказки, получает 5 баллов, со второй – 4 балла, с третьей – 3 балла, с четвертой – 2 балла, с пятой – 1 балл.
1 термин
5 — имеет свою структуру;
4 — из-за спора о том, кто его создал у славян «норманны или сами славяне?» Ломоносов подрался с Бауэром, и сидел в тюрьме;
3 — появилось в глубинной древности;
2 — имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
1 — оно различается по форме правления, способу осуществления власти.
Ответ: Государство
2 термин
5- устанавливает государство;
4- в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный строк;
3- при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
2- идет на содержание государственных структур, армию, образование;
1- по ст. 57 Конституции каждый обязан их платить.
Ответ: Налоги
3 термин
5 — возникла в Древнем Риме;
4 — на латыни — общественное дело;
3 — ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
2 — это форма правления;
1 — бывает парламентской и президентской.
Ответ: Республика
Ведущий: А сейчас предлагаю немного отдохнуть. Конкурс «Права в песнях». Звучит песня, задача команд определить о каких правах ребенка идет речь в данной песне. За правильный ответ 1 балл.
Песня «В каждом маленьком ребенке» — Право на всестороннее развитие
Песня из м/ф «Про кота Леопольды» — Право дружить с кем хочешь
Песня из м/ф «Бременские музыканты» — Право на свободу передвижения
Песня «Наташка-первоклашка» — Право на образование
Ведущий:
В следующем конкурсе мы проверим не только ваши знания, но артистические способности. Конкурс называется «Преступление и наказание»
Ваша задача показать ситуацию, а команда соперника, должна определить о каком виде преступления идет речь. Конкурсное задание оценивается в 5 баллов. (Можно предложить командам самим найти и разыграть ситуации).
Задание № 1
Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги.
Ответ: Кража (ст. 158 УК РФ ) – тайное хищение чужого имущества
Задание № 2
Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать.
Ответ: Грабёж ( ст. 161 УК РФ ) – открытое хищение чужого имущества.
Задание № 3
Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку.
Ответ: Вымогательство (ст. 163 УК РФ ), так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.
Задание № 4
Пожилой гражданин сидел на лавочке. К нему подошли двое парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав палки (биты), стали избивать его. На крики о помощи прибежали молодые люди с другой стороны улицы и спасли пенсионера.
Ответ: Хулиганство (ст. 213 УК РФ ), был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.
Ведущий: Команды молодцы. И мы переходим к следующему конкурсу «Расшифруй аббревиатуру».
Командам нужно за 5 минут как можно больше расшифровать аббревиатур. За каждый правильный ответ — 3 балла.
ЕС | |
ТК РФ | |
СК РФ | |
СНГ | |
ГД РФ | |
ВАС РФ | |
КС РФ | |
ЗАГС | |
ООН | |
УК РФ |
Ответы | |
ЕС | Евросоюз |
ТК РФ | Трудовой Кодекс РФ |
СК РФ | Семейный Кодекс РФ |
СНГ | Содружество Независимых Государств |
ГД РФ | Государственная Дума РФ |
ВАС РФ | Высший Арбитражный Суд РФ |
КС РФ | Конституционный Суд РФ |
ЗАГС | Запись Актов Гражданского Состояния |
ООН | Организация Объединенных Наций |
УК РФ | Уголовный Кодекс РФ |
Ведущий: Вам, болельщики, предлагаем блиц-турнир.
- Прибор сотрудников ГИБДД для определения скорости автомашины? (Радар)
- Переговорное устройство милиции? (Рация)
- Секретное место для встречи с агентурой? (Явка)
- Лишение свободы человека, мера пересечения? (Арест)
- Официальное распоряжение для того, кто был обвинен властью? (Приказ)
- Спецсредства для задержания преступника? (Дубинка, наручники)
- Человек, совершивший преступление? (Преступник)
- Значок на форменной фуражке? (Кокарда)
- Юрист, защищающий чьи-либо интересы? (Адвокат)
- Кто старше по званию капитан или старший лейтенант? (Капитан)
Ведущий: У каждого ребенка есть право выражать свое мнение. Предлагаем вам воспользоваться данным правом в следующем конкурсе, который называется «Агитплакат». Команды в течение 5 минут создают плакат на тему «Я имею право». Конкурс оценивается по 5-бальной системе.
Пока команды работают, для вас уважаемые болельщики танец в исполнении девочек 6 класса.
Ведущий: А мы продолжаем, и следующий конкурс называется «Продолжи пословицы». Ваша задача соотнести первую и вторую половины пословиц. За каждый правильный ответ 1 балл.
- Вор ворует – мир горюет.
- Дурное слово, что смола: пристанет – не отменишь.
- Из краденой крупы вкусной каши не сваришь.
- Ища чужое, своё потеряешь.
- Заработанный ломоть лучше краденого каравая.
- Украденный поросёнок в ушах визжит.
- Вору потакать – самому воровать.
- Других не суди – на себя погляди.
- За ушко, да и на солнышко.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Лишнее говорить – себе вредить.
- На языке мёд, а под языком лёд.
- В чужих руках ломоть велик, а как нам достанется – мал кажется.
Пока команды работают, болельщикам предлагаю ответить вопросы.
Конкурс для болельщиков
- 1. В одной стране для установления личности стали измерять ноги специальной меркой. Кого искали таким необычным образом? ( Золушку из сказки Ш.Перро)
- Некая высокопоставленная женщина выслеживает свою родственницу при помощи специального устройства и отравляет её. Умершую, помещают в гроб, однако впоследствии девушка оживает при помощи своего жениха. Назовите его имя. (Елисей из сказки «О мёртвой царевне» А.С.Пушкина)
- Голова, отделённая от тела, сама называет убийцу. Кто он? (Черномор из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»).
- Два брата из ревности губят друг друга. Их престарелый отец сам хочет жениться на красавице. И ради этого убивает своего благодетеля. За это злодейство он был и наказан. Кем? (Золотым петушком из одноименной сказки А.С.Пушкина)
- Под угрозой расправы гость выселяет хозяина из дома. Друзья хозяина напрасно стараются урезонить захватчика. Только угроза применения холодного оружия заставляет его покинуть дом. Что это за оружие? (Коса. Сказка «Лиса и заяц»).
Ведущий: Раскрыть ценность прав человека помогает искусство. Убедиться в этом вы сможете, взглянув, на знакомые с детства произведения живописи по новому – сквозь призму Всеобщей декларации прав человека.
Следующий конкурс называется «По ту сторону холста». Командам предлагаются репродукции известных картин. Ваша задача, определить, какие права в них отражены.
За правильный ответ 2 балла.
- Решетников Ф. «Опять двойка» (право на образование)
- Репин И. «Бурлаки на Волге» (никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному обращению)
- Репин И. «Запорожцы сочиняют письмо турецкому султану» (право свободно выражать свои мысли)
- Перов В. «На привале» (право на отдых).
Ведущий: Ваши теоретические знания мы проверили. А теперь переходим к практике. И следующий конкурс «Найди преступника». Задача команды: по описанию найти преступника.
(Подготовить описание учащегося из болельщиков).
Ведущий: На этом наша конкурсная программа подошла к концу, слово предоставляется жюри.