КВН Знатоки права

                                              МОУ «Красноборская средняя школа»

 

 

 

 

 

 

                              КВН

 

                  «Знатоки права»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красный Бор, 2016 г.

Пояснительная записка

 

Правовое воспитание школьников является одной из приоритетных задач современной системы школьного образования, содержание которого в передаче правовых знаний ученикам. Разработка методики и комплекса мер по повышению правовой сознательности школьников разных возрастных групп – необходимое условие высокой правовой культуры личности в социуме. Для любого человека законопослушность является ключевым моментом благополучной и защищенной жизни в правовом обществе.

В нашей школе ежегодно в декабре проходит месячник правового воспитания «Права детства», в рамках которого в классных коллективах проводятся беседы, диспуты, информационные часы, викторины, встречи с сотрудниками следственного комитета, ОМВД  и т. д.

         Данное мероприятие было проведено в ходе декады правовых знаний между командами 9-11 классов МОУ «Красноборская СШ»  и  МОУ «Светлогорская СШ». 

Основная цель:  развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания.

Задачи:

  • формирование в неформальной, игровой обстановке у школьников правовой культуры;
  • создание условий для реализации творческого потенциала школьников;
  • формирование коммуникативной культуры, навыков взаимодействия в группе в решение общей проблемы;
  • развитие логического мышления, памяти, творческих способностей учащихся

 

 

Звучит фонограмма песни «Мы начинаем КВН»

Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается,

Закон управляет  людьми, разум — законом.

 

Ведущий:

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня речь пойдет о праве.

Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника – ему придется уповать только на случай. Право – тот же компас. Оно показывает всем людям направление пути, дает возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством. Насколько вы умеете это делать, попытаемся выяснить сегодня.

Предлагаем вам поучаствовать в конкурсе и определить, насколько хорошо вы знаете законы нашей страны и умеете ими пользоваться в различных жизненных ситуациях.  

 

Ведущий: Прежде чем мы начнем КВН, разрешите представить вам членов нашего жюри.

Звучит фонограмма песни «Мы начинаем КВН»

 

     Ведущий: С жюри мы познакомились, настало время познакомиться  с нашими участниками.

Сегодня в КВН принимают участие:

Команда Красноборской средней школы «Фемида»

и команда Светлогорской средней школы «Правозащитники»

И первый наш конкурс «Приветствие» (название, девиз)

Система оценивания данного конкурса – пятибалльная.

(Приветствие команды «Фемида» (Приложение 1)

     Ведущий:

Следующий конкурс «Разминка»

Каждой команде дается 2 мин., в течение которых они отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для команд:

Вопросы первой команде:
1. Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. Референдум
2. Когда отмечается День прав человека? 10 декабря
3. Что  такое презумпция невиновности? Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена судом и в соответствии с законом.)
4. Кто является главой Российской Федерации?

 

Президент
5. Чем по национально-государственному устройству является Россия? Федерация
6. Как, по убеждению солдат, участников восстания декабристов 14 декабря 1825 года, звали жену цесаревича Константина, которому они были готовы принести присягу? Конституция
7. Отдельный гражданин как субъект гражданского права. Физическое лицо
8. Утверждение органами верховной законодательной власти государства международных соглашений или договоров, придающее документу юридическую силу. Ратификация
9. К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район? Район
10. В каком году была принята ныне действующая конституция? 1993

 

Вопросы второй команде:
1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? Конституция
2. Кто является гарантом конституции РФ? Президент РФ
3. Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком? Человек до 18 лет
4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является … Народ
5. Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации Декларация
6. Процедура вступления в должность главы государства называется… Инаугурация
7. Защита отечества для гражданина России является… Почетной обязанностью
8. К исполнительной ветви власти относится… Правительство
9. Государственным языком на всей территории России является… Русский
10. Условие допущения физического лица к пользованию теми или иными политическими правами и свободами называется… Ценз

 

     Ведущий:

А мы двигаемся дальше и следующий конкурс «Сказка ложь, да в ней намек»

(Команда выбирает фрагмент м/ф.)  

Вы смотрите фрагмент мультфильма и отвечаете на вопрос. (Презентация –Приложение 2)

За полный и правильный ответ – 5 баллов.

 

М/ф  «Гуси – лебеди»

 Какое преступление совершили Гуси-Лебеди?

Какие права Иванушки были нарушены?

Ответ: Произошло похищение ребёнка. Нарушено его право на жизнь, которое закреплено п. 1 ст. 20 КРФ, на свободу в ст. 22 КРФ., возможность воспитываться в семье.

М/ф  «Чиполлино»

Какие права дядюшки Тыквы – одного из героев сказки Д. Родари  «Чиполлино» были нарушены?

Ответ: Было нарушено конституционное право – право на жилище.

 

Ведущий: Не зря говорят, сказка ложь, да в ней намек. Действительно, мы еще раз убедились в том, что любая сказка нас чему-то, да учит.

Следующий конкурс «Реши задачу»

Команды выбирают задачу.  За правильный ответ – 5 баллов.

Задача 1.

Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей.

 Права ли мама? Почему?

Ответ: Мама не права, так как согласно ст. 55 Семейного кодекса  РФ ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими родственниками, если на это нет решения суда.

 

Задача 2.

Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без уважительной причины более 4-х часов подряд. Руководитель учреждения уволил его с работы за прогул.

Допустил ли руководитель учреждения нарушение действующего законодательства?

Ответ: Руководитель учреждения  не нарушил действующее законодательство. В соответствии с  п. 6 «а» ст. 81 Трудового кодекса  РФ прогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов подряд. Уволить (расторгнуть трудовой договор) можно за один прогул.

Ведущий:

А сейчас можно расслабиться. Следующий конкурс «В шутку о серьезном». Задача команд за 5 минут серьезно ответить на шуточные вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.

  вопрос ответ
1 Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Гайдая «Бриллиантовая рука». Черт побери
2 У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? Билета
3 Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем-каскадером. Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»
4 Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. Сорока
5 Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. Буратино
6 Как звали капитана МУРа, поймавшего в трамвае Кирпича? Глеб Жиглов
7 В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире!» Кавказская пленница
8 «Избави Бог и нас от этаких судей!»-восклицал

 А. Крылов. Кто же был героем басни?

Осел
9 Как появилось выражение: «Написано на лбу»? Происходит от обычая ставить клеймо на лбу у преступника
10 Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. Шапка

 

 

Ведущий: Чтобы, вы, уважаемые болельщики, не скучали для вас танец в исполнении девочек 8 класса.

Ведущий: Основополагающие права  закреплены в Конституции РФ. Совсем недавно мы отмечали День Конституции. Поэтому я предлагаю еще раз вспомнить этот  важнейший документ  и следующий конкурс «Конституционные термины».

По подсказкам каждая команда определяет, о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Та команда, которая быстрее отгадает слово с первой подсказки, получает 5 баллов, со второй – 4 балла, с третьей – 3 балла, с четвертой – 2 балла, с пятой – 1 балл.

1 термин

 5 — имеет свою структуру;

 4 — из-за спора о том, кто его создал у славян «норманны или сами славяне?» Ломоносов подрался с Бауэром, и сидел в тюрьме;

3 — появилось в глубинной древности;

2 — имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

1 — оно различается по форме правления, способу осуществления власти.

Ответ: Государство

2 термин

5- устанавливает государство;

4- в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный строк;

3- при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

2- идет на содержание государственных структур, армию, образование;

1- по ст. 57 Конституции каждый обязан их платить.

Ответ: Налоги

 3 термин

5 — возникла в Древнем Риме;

4 — на латыни — общественное дело;

3 — ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

2 — это форма правления;

1 — бывает парламентской и президентской.

Ответ: Республика

Ведущий: А сейчас предлагаю немного отдохнуть. Конкурс  «Права в песнях». Звучит песня, задача команд определить о каких  правах ребенка идет речь в данной песне. За правильный ответ 1 балл.

 Песня «В каждом маленьком ребенке» — Право на всестороннее развитие  

Песня из м/ф «Про кота Леопольды» — Право дружить с кем хочешь

Песня из м/ф «Бременские музыканты» — Право на свободу передвижения

Песня «Наташка-первоклашка» — Право на образование

 

Ведущий:

В следующем конкурсе мы проверим не только ваши знания, но артистические способности. Конкурс называется «Преступление и наказание»

Ваша задача показать ситуацию, а команда соперника,  должна определить о каком виде преступления идет речь. Конкурсное задание оценивается в 5 баллов. (Можно предложить командам самим найти и разыграть ситуации).

Задание № 1

Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги.

Ответ: Кража (ст. 158 УК РФ ) – тайное хищение чужого имущества

Задание № 2

Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать.

Ответ: Грабёж ( ст. 161 УК РФ ) – открытое хищение чужого имущества.

 

Задание № 3

Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку.

Ответ: Вымогательство (ст. 163 УК РФ ), так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.

Задание № 4

Пожилой гражданин сидел на лавочке. К нему подошли двое парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав палки (биты), стали избивать его. На крики о помощи прибежали молодые люди с другой стороны улицы и спасли пенсионера.

Ответ: Хулиганство (ст. 213 УК РФ ), был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.

 

Ведущий: Команды молодцы. И мы переходим к следующему конкурсу «Расшифруй  аббревиатуру».

Командам нужно  за 5 минут как можно больше расшифровать аббревиатур. За каждый  правильный ответ — 3 балла.

ЕС  
ТК РФ  
СК РФ  
СНГ  
ГД РФ  
ВАС РФ  
КС РФ  
ЗАГС  
ООН  
УК РФ  

 

 

Ответы
ЕС Евросоюз
ТК РФ Трудовой Кодекс РФ
СК РФ Семейный Кодекс РФ
СНГ Содружество Независимых Государств
ГД РФ Государственная Дума РФ
ВАС РФ Высший Арбитражный Суд РФ
КС РФ Конституционный Суд РФ
ЗАГС Запись Актов Гражданского Состояния
ООН Организация Объединенных Наций
УК РФ Уголовный Кодекс РФ

 

Ведущий:    Вам, болельщики, предлагаем  блиц-турнир.                        

  1. Прибор сотрудников ГИБДД для определения скорости автомашины? (Радар)
  2. Переговорное устройство милиции? (Рация)
  3. Секретное место для встречи с агентурой? (Явка)
  4. Лишение свободы человека, мера пересечения? (Арест)
  5. Официальное распоряжение для того, кто был обвинен властью? (Приказ)
  6. Спецсредства для задержания преступника? (Дубинка, наручники)
  7. Человек, совершивший преступление? (Преступник)
  8. Значок на форменной фуражке? (Кокарда)
  9. Юрист, защищающий чьи-либо интересы? (Адвокат)
  10. Кто старше по званию капитан или старший лейтенант? (Капитан)

 

Ведущий: У каждого ребенка есть право выражать свое мнение. Предлагаем вам воспользоваться данным правом в следующем конкурсе,  который называется «Агитплакат». Команды в течение 5 минут создают плакат на тему «Я имею право». Конкурс оценивается по 5-бальной системе.

Пока команды работают, для вас уважаемые болельщики   танец в исполнении девочек  6 класса. 

Ведущий: А мы продолжаем,  и следующий конкурс называется  «Продолжи пословицы». Ваша задача соотнести первую и вторую половины пословиц. За каждый правильный ответ 1 балл.

 

  1. Вор ворует – мир горюет.
  2. Дурное слово, что смола: пристанет – не отменишь.
  3. Из краденой крупы вкусной каши не сваришь.
  4. Ища чужое, своё потеряешь.
  5. Заработанный ломоть лучше краденого каравая.
  6. Украденный поросёнок в ушах визжит.
  7. Вору потакать – самому воровать.
  8. Других не суди – на себя погляди.
  9. За ушко, да и на солнышко.
  10. Доброе слово и кошке приятно.
  11. Лишнее говорить – себе вредить.
  12. На языке мёд, а под языком лёд.
  13. В чужих руках ломоть велик, а как нам достанется – мал кажется.

 

Пока команды работают, болельщикам  предлагаю ответить вопросы.

                               Конкурс для болельщиков

  1. 1. В одной стране для установления личности стали измерять ноги специальной меркой. Кого искали таким необычным образом? ( Золушку из сказки Ш.Перро)
  2. Некая высокопоставленная женщина выслеживает свою родственницу при помощи специального устройства и отравляет её. Умершую, помещают в гроб, однако впоследствии девушка оживает при помощи своего жениха. Назовите его имя. (Елисей из сказки «О мёртвой царевне» А.С.Пушкина)
  3. Голова, отделённая от тела, сама называет убийцу. Кто он? (Черномор из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»).
  4. Два брата из ревности губят друг друга. Их престарелый отец сам хочет жениться на красавице. И ради этого убивает своего благодетеля. За это злодейство он был и наказан. Кем? (Золотым петушком из одноименной сказки А.С.Пушкина)
  5. Под угрозой расправы гость выселяет хозяина из дома. Друзья хозяина напрасно стараются урезонить захватчика. Только угроза применения холодного оружия заставляет его покинуть дом. Что это за оружие? (Коса. Сказка «Лиса и заяц»).

 

Ведущий: Раскрыть ценность прав человека помогает искусство. Убедиться в этом вы сможете, взглянув,  на знакомые  с детства произведения живописи по новому – сквозь призму Всеобщей декларации прав человека.

Следующий конкурс называется «По ту сторону холста». Командам предлагаются репродукции известных картин. Ваша задача, определить, какие права в них отражены.

За правильный ответ 2 балла.

  1. Решетников Ф. «Опять двойка» (право на образование)
  2. Репин И. «Бурлаки на Волге» (никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному обращению)
  3. Репин И. «Запорожцы сочиняют письмо турецкому султану» (право свободно выражать свои мысли)
  4. Перов В. «На привале» (право на отдых).

 

Ведущий: Ваши теоретические знания мы проверили. А теперь переходим к практике. И следующий конкурс «Найди преступника». Задача команды:  по описанию найти преступника.

(Подготовить описание учащегося из болельщиков).

 

Ведущий: На этом наша конкурсная программа подошла к концу, слово предоставляется  жюри.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Версия для слабовидящих

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

ГИА (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ)

Горячая линия

По вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях вы можете сообщить по телефонам:

— Министерства образования и науки Нижегородской области 433-45-80 (круглосуточно), 433-24-51

— администрации Шатковского муниципального округа 4-16-86 ( с 08.00 до 17.00 часов)

— отдела образования администрации Шатковского муниципального округа 4-19-03 ( с 08.00 до 16.00 часов)

темы для wordpress