Традиционные праздники

МОУ «Красноборская средняя школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Исследовательский   проект)

 

   Выполнила: ученица 4 класса

Дивина Алина

Руководитель: воспитатель ГПД

Ильина Оксана Анатольевна

 

 

 

 

 

2016 год

 

Введение

Я живу в селе Красный Бор.  Мое село – это старинный населенный пункт, с очень интересной историей. Историю можно изучать не только по книгам и летописям, но и по другим, иногда и необычным источникам. Например, изучая традиционные праздники села. На Руси всегда любили праздники, потому что народ, умея трудиться, умел и веселиться. Праздник всегда шагал в ногу с историей, являясь отражением жизни народа. Это часть нашей русской культуры. А старое нужно знать и беречь. Особенно любимыми, в нашем селе,   являются зимние праздники – это Рождество, Святки и Масленица. Я задумалась, а хорошо ли мы знаем традиции, обряды и обычаи  празднования этих праздников? Я составила анкету (Приложение I) и предложила заполнить ее  ученикам нашего класса. Обработав  данные анкеты (Приложение II), я поняла, что  многие ребята не знают народных праздников. А еще я была удивлена, что ребята к народным праздникам относят Новый год, 8 марта, 23 февраля. А это неправильно. И тогда появилась идея собрать материалы о народных зимних праздниках села. А также отпраздновать их в школе вместе с ребятами класса.

 

 Цель проекта:  изучение традиционных праздников села Красный Бор

Для достижения поставленной цели, решаются следующие задачи:

  • выяснить, какие зимние праздники являются наиболее почитаемыми в нашем селе;
  • собрать сведения о традициях празднования зимних праздников в селе Красный Бор;
  • записать воспоминания старожилов села;
  • собрать фольклорный материал села, связанный с этими праздниками

 

Основополагающий вопрос проекта:

Какие  зимние праздники являются традиционными для села Красный Бор

 

Методы, использованные в ходе исследовательской деятельности:

 

  • социологический опрос учащихся;
  • анализ собранных воспоминаний;
  • анализ архивных фотографий жителей села.

 

План действий

  1. Анкетирование учащихся.
  2. Проведение в классе обсуждения идеи проекта, выявление интересующих учащихся вопросов.
  3.    Встреча со старожилами села и библиотекарем.
  4. Изучение научного материала о зимних праздниках села
  5. Подготовка к празднику.

Практическая ценность проделанной работы:

      Тема сохранения традиций нашего народа очень значима для меня, так как я хочу сохранить память о праздниках и обычаях, и поделиться находками со своими ровесниками.

 

 Оценка результативности проекта

Результативность проекта можно оценивать по следующим критериям:

  • Расширим знания по истории, культуре и традициям своего села
  • Приобретем навыки исследовательской работы

 

 

Перспективы развития проекта

Материалы данного проекта помогут   познакомиться с историей возникновения праздников, продемонстрировать традиции и обряды празднования Рождества, Святок, Масленицы, углубить свои познания в области народной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение к проекту

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение I

 

Анкета.

  1. Как Вы считаете, должен ли школьник знать традиции своего народа?
  2. А знаете ли Вы традиционные народные праздники села Красный Бор?
  3. Пожалуйста, перечислите, какие традиции, обычаи, обряды связаны с этими праздниками.
  4. Зачем нужно отмечать народные праздники?
  5. Нужно ли в школе отмечать народные праздники?
  6. Хотите ли Вы быть участником народных праздников?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение II

Данные обработки анкет школьников.

 

 

 

 

  1. Как Вы считаете, должен ли школьник знать традиции своего народа? – «да» — 15человек., «незнаю» -4
  2. Пожалуйста, перечислите, традиционные праздники села Красный Бор:  – Новый год – 11 чел., 23 февраля – 11 чел., 8 Марта – 11 чел.,  9 Мая – 8 чел.,  Рождество – 2 чел., Масленица – 2 чел.
  3. Перечислите, какие традиции, обычаи, обряды связаны с этими праздниками.  «… сжигание масленицы» -5 чел., «…блины» — 9 чел., «… перетягивание каната» -5 чел.
  4. Нужно ли в школе отмечать народные праздники? — «да» — 19, «нет» — 0 чел, «не знаю» — 0 чел.
  5. Хотите ли Вы быть участником народных праздников? — «да» — 15, «нет» — 1, «не знаю» — 3 чел.
  6. Зачем нужно отмечать народные праздники и традиции? – «…чтобы соблюдать традиции» — 3, «…чтобы традиции сохранились» — 3, «…чтобы наши потомки их знали» — 1, «… чтобы они продолжили свое существование»

 

 

 

 

 

 

 

Приложение III

 

Как праздновали МАСЛЕНИЦУ в старину?

       В процессе работы я выяснила, что  Масленица  — самый веселый, очень шумный и народный праздник.  Народ во все времена, как только мог, так и старался отпраздновать ее веселее, сытнее, богаче. Считалось, что если так отпразднуешь масленицу, тогда и весь предстоящий год будет настолько же благополучным и сытым. Вся крещеная Русь в это время  предавалась всевозможным потехам, которые повторялись из года в год, практически не изменяясь. Существовало также и поверье, что не потешаться во время широкой Масленицы — значит «жить в горькой беде и жизнь худо кончить».

         Масленицу называют сырной седмицей. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост.

Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья. Блины, блинчики, оладьи  на Руси пекли весь год, но все же именно они стали основным угощением и символом праздника Масленицы. Скорее всего, потому, что круглый румяный блин очень похож на жаркое летнее солнце, которого все люди ждали зимой.

      Последний день Масленицы — Прощёное воскресенье. Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощеное воскресенье поминали усопших. В этот день ходили в баню. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы. В храме на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы.

 

Встречи с жителями села Красный Бор

 

Из воспоминаний Власовой Нины Ивановны

 «Масленицу праздновали всегда. Веселились от души весь день. С вечера напечём блинов, пирогов. А утром, после утренней дойки, запрягали лошадь, на сани ставили самовар, щепок в него натолкаем и зажжем. Как начинает дымиться, блины с собой, пироги – и поехали по селу. Кого встретим – угощаем. Песни поём. Всегда пели. И сытые пели и голодные, всё равно пели песни. В центре села ставили большие качели.  Когда катались, дух захватывало.    А вот помню, после войны лошадей не было, так  кто-то  сшил  маленький хомутик и запрягли   козу в санки. На санки поставили самовар, тазик для пирогов и подарков. Идут за козой, песни поют,  один из парней на  гармошке играет, а  маленькие  ребятишки гурьбой бегали за санями из конца села в конец».

 

Большие качели в центре села Красный Бор (из личного архива Власовой Н.И.)      

 

 

Катание на лошадях  

« В один из первых дней мы  ходили от дома к дому и собирали «на Масленицу», пели такие припевки:

Масленица-кривошейка,
Состречаем тебя хорошенько!
С блинцами,
С каравайцами,
С вареничками!

 

   

«Хорошо помню мамины блины, которые она пекла на масленицу.

Они были очень вкусные, ароматные,  на молоке и с коровьим маслом.

  Этот рецепт храню как память о маме».

 

Блины красные
Что нужно:
25 г дрожжей, 500 г муки, 600 мл молока, 3 яйца, 50 г сливочного масла
Что делать:
В 200 мл теплого молока растворить дрожжи и всыпать 200 г муки. Все перемешать

и дать подойти в теплом месте. Через 2 ч добавить 3 желтка, растертых с теплым

сливочным маслом, немного соли, оставшуюся муку и молоко. Все перемешать

и дать тесту подойти втечение часа. Взбить 3 белка, аккуратно ввести в тесто и

печь блины на раскаленных сковородках.

 

 

Рецепты блинов, которые пекут на Масленицу

Сдобные гречневые блины
2 стакана гречневой муки, 2 стакана пшеничной муки, 4 стакана молока,

3 яйца, 100 г. сливок, 1 столовая ложка сахара, 25 — 30 г. дрожжей,

 2 столовые ложки сливочного масла, соль по вкусу, растительное масло для

 смазывания сковороды.
В эмалированную кастрюлю всыпать гречневую муку, влить 2 стакана теплого молока,

предварительно разведя в нем дрожжи. Все хорошо перемешать и поставить в

теплое место. Когда тесто поднимется, размешать его деревянной ложкой, влить

остальное молоко, всыпать пшеничную муку и хорошо перемешать. Тесто снова

 поставить в теплое место. После того, как оно подойдет, добавить яичные желтки,

растертые с двумя столовыми ложками сливочного масла, сахаром, солью. Все

хорошо перемешать. Взбить сливки, добавить к ним яичные белки и еще раз взбить.

Размешать с тестом и поставить в теплое место на 15 — 20 минут.

Выпекать блины обычным способом.

Блины старинные
100 г дрожжей , 3/4 чайной ложки соды, 2 яйца, 6 стаканов муки, 4-5 стаканов молока,

 соль и сахар по вкусу, сливочное масло 50 г, жир для выпекания 50 г.
Дрожжи растворить в теплой воде (в 6 стаканах), добавить питьевую соду, яйца, соль,

 сахар по вкусу и муку. Тщательно перемещать, чтобы не было комков,

поставить подходить.
Когда масса подойдет, т.е. увеличится в объеме более чем в 2 раза, ее нужно развести

горячим (не кипящим) молоком, тщательно размешать и оставить подходить, пока

не появятся пузырьки (примерно на 30 минут).
Тесто жарится на маленьких сковородках, тонким слоем, т.е. получаются так

 называемые кружевные блины. Сковородку лучше смазывать салом на вилке.

 Кастрюлю с готовыми блинами ставят на паровую баню или мармит.

При подаче гостям каждая порция поливается сливочным маслом.

Блины «Скородумки»
Мука пшеничная 80 г, яйцо 1 штука, масло сливочное 20 г, соль 3 г, кислое молоко

230 г.Для выпекания — жир или растительное масло 10 г.
В кастрюлю кладут муку, яичные желтки, растопленное сливочное масло,

 хорошо перемешивают и разводят кислым молоком. Затем хорошо взбивают

 белки и вводят их в тесто. Выпекают с двух сторон на хорошо разогретой сковороде.

К «Скородумкам» можно подать икру, копченую рыбу или сметану.

Старинный рецепт закуски к блинам
Масло сливочное растапливается. Когда оно закипает, туда вливается 4 взбитых яйца.  Кастрюля остается на огне. Закуска готова, когда масло становится прозрачным, а яйцо сформировалось в массу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как праздновали Рождество в старину?

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим праздникам,

по Евангелию, изображающему это событие великим и чудесным. Мы отмечаем

Рождество в ночь с 6 на 7 января. Православная Церковь о величии праздника Рождества Христова возглашает:

«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума; в нем бо звездам служащие, звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды, и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе».

  Праздник Рождества Христова продолжается двенадцать дней 6 января в 12 часов ночи начинается торжественное богослужение в православных храмах. А 7 января принято поздравлять друзей и родных с этим светлым праздником 6 января в 12 часов ночи начинается торжественное богослужение в православных храмах. А 7 января принято поздравлять друзей и родных с этим светлым праздником.  Было  принято в эти дни двери держать открытыми, чтобы заходили все, кто хочет отпраздновать Рождество, поделиться праздничной радостью.
Канун Рождества  назвался  «сочельник», и слово это происходит от ритуальной пищи, вкушаемой в этот день — сочива. Это обрядовое кушанье, которое обязательно готовили для этого вечера. Пищу в сочельник нельзя было принимать до первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, возвестившей волхвам и Рождестве Спасителя. А с наступлением сумерек, когда загоралась первая звезда, садились за стол и делились облатками, желая друг другу всего доброго и светлого.

Трапеза накануне Рождества проходила в тишине. Ели постную кутью — сочиво, печеную рыбу, желательно приготовленную целиком, и густой компот — взвар. Сочиво представляло собой постную кашу из красной пшеницы, ячменя, ржи, гречихи, гороха или чечевицы, заправленную конопляным, маковым   соком — молочком. Позднее его стали готовить из риса и с добавлением меда, измельченных орехов, иногда изюма. Такая каша была достаточно калорийной, чтобы продержаться до начала Рождества. А вот уже рождественский стол на Руси был не просто праздничным столом — это был и остается во многих семьях самым богатым, обильным и разносольным: блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок с начинкой из каши, свиная голова с хреном, свиная колбаса домашняя, жаркое, медовые пряники, сбитень и, конечно, жареный гусь. К Рождеству припасали самые лучшие продукты. С давних времен повелось, что обилие и разнообразие блюд на рождественском столе — к удачному и щедрому году.

С Рождества начинаются Святки — сплошные праздники, которые длятся до Крещенского Сочельника и сопровождаются гуляньями, посещением родных и друзей, маскарадами.

В старину принято было колядовать:
Воробушек летит,
Хвостиком вертит,
А вы, люди, знайте,
Столы застилайте,
Гостей принимайте,
Рождество встречайте!
На Святки в России испокон веков было принято рядиться, устраивать веселые игры, ходить по домам, будить спящих, поздравлять всех встречных с поворотом солнца на лето, а позже, после принятия христианства, с Рождеством, шутить, петь песни. Заканчивались колядки всеобщей потехой, катанием с горок, общим пиром.
Святочные гадания разнообразны и многочисленны. Занимались ими девушки, иногда под руководством старших женщин. А интересовало их, прежде всего, выйдут ли они в следующем году замуж или останутся «в девках», будут ли богаты или бедны, вообще, будут ли живы или умрут. Поэтому очень многие гадания связаны с поисками суженого.

 

 

 

 

 

 

 

Из воспоминаний Аляевой Тамары Васильевны

 

 

 

«На Рождество в каждом доме  пекли много пирогов   — для многочисленных гостей и для тех, кто придет «колядовать». В ночь под Рождество по домам ходили ряженые, поздравляли всех с праздником. Их одаривали вкусностями,  приглашали к столу, потом они шли в следующий дом.

 

 

Ряженые пели:

 Коляда, коляда!

Подавай пирога,

Блин да лепешку

 В заднее окошко!

Коляда, коляда!

Отворяйте ворота,

  Открывайте сундучки,

 Доставайте пятачки!

 Ряженые одевались так, как хотели. Кто был медведем, кто ослом, кто бараном. Кто просто ярко красил щеки Свеклой  и надевал цветастый платок на голову. Мне очень нравилось ходить по дворам и петь колядки.  Это было очень веселое время».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зимние  праздники, которые проводили в школе

 

Широкая Масленица

 

       

 

 

                

 

 

                                        

 

 

 

Рождество Христово

 

 

  

 

          

 

                                                   

 

 

 

 

 

 

Настали Святки – запевай Колядки

 

 

                                              

                         

Заключение. Ценность и актуальность исследования.

«Кто владеет прошлым, тот владеет настоящим,

кто владеет настоящим, тот владеет будущим»

                                                                                                    Л.Н. Гумилёв

          Главный результат моей работы – собраны воспоминания о традициях празднования зимних праздников в  нашем селе.  Богатые народные традиции, доставшиеся нам по наследству, традиции уникальные, потеря их невосполнима. Они нуждаются, как и наша земля, в защите и восстановлении. Уходят из жизни люди старшего поколения. Уходят из жизни традиции и обычаи народа. Так может уйти из жизни и память поколений, и Родина станет уже чужой, не нашей. Пока живы традиции и обычаи русские, жива будет и душа русского народа, жива будет наша Родина – Россия! Результаты своей работы я собираюсь поместить на сайт нашей школы, а также оформить альбом по теме моего исследования.

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Версия для слабовидящих

Наша жизнь

ГИА (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ)

Горячая линия

По вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях вы можете сообщить по телефонам:

- Министерства образования Нижегородской области 433-45-80 (круглосуточно)

- администрации Шатковского муниципального района 4-15-53 ( с 08.00 до 17.00 часов)

- отдела образования администрации Шатковского муниципального района 4-19-03 ( с 08.00 до 16.00 часов)

темы для wordpress