Организация работы по формированию правовой культуры

МОУ «Красноборская средняя школа»

 

 

 

 

 

 

 

Выступление 

на РМО заместителей директоров по воспитательной работе

«Организация работы в ОУ по формированию правовой культуры»

 

 

 

 

                                                                                        Подготовила:

                                                                                   заместитель директора по ВР

                                                                                МОУ «Красноборская СШ»

                                                          Еристова М. В.

 

 

2016 год

Необходимо донести до разума и чувств 
каждого ребенка правовые ценности, 
превратить их в личные убеждения и 
внутренний ориентир поведения.

 

Формирование демократического государства и гражданского общества в России, изменения, происходящие во всех сферах жизни российского общества, требуют адекватных изменений и в сфере образования. В современных условиях значимым приоритетом в образовании является обучение и воспитание человека-гражданина, человека высокой правовой и политической культуры. В стандартах среднего (полного) общего образования определено, что «выпускник современной школы должен обладать не только определённой суммой знаний, развитым формальным интеллектом (формируемым, например, средствами математики), но и иными способностями: критическим мышлением, умением действовать в реальных социальных условиях, и строить собственную жизненную траекторию; должен иметь опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, осознавать и принимать традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, осознавать себя личностью, быть социально активным, уважающим закон и правопорядок, выполняющим свои обязанности перед семьей, обществом, государством, Отечеством, человечеством». Именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России. То есть в настоящее время формирование правовой культуры учащихся  становится стратегическим направлением в работе любого образовательного учреждения и нашей школы тоже .

Основной целью работы школы   по формированию правовой культуры школьников является: развитие  у учащихся правосознания и обеспечение на этой основе сознательного и активного правомерного поведения.

Реализация данной цели осуществляется через следующие задачи:

Ø воспитать у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам;

Ø развить интерес к правам человека среди учащихся, их родителей и педагогов;

Ø содействовать повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников;

Ø расширить у школьников запаса правовых знаний;

Ø формировать базу правового и политического сознания личности;

Ø научить школьников приемам безопасного и ответственного поведения;

Ø воспитать умения пользоваться своими правами, личными свободами и следовать своим обязанностям. 

В нашей школе  система работы по формированию правовой культуры школьников, которая включает следующие компоненты: 

  • учебная деятельность учащихся
  • внеурочная деятельность
  • воспитательное пространство.

Формированию компетенций в социально-правовой сфере способствуют учебные предметы «Обществознание», «История», «Право», «Экономика» и др.

  Правовое невежество ведет к правовому беспределу. Вот почему правовое просвещение  стало приоритетным направлением не только в учебной, но и внеурочной воспитательной работе. Массовое  правовое информирование в школе осуществляется с помощью:

— стенда «Подросток и закон»;

— книжных выставках «Знай закон смолоду», организуемой ежегодно в школьной библиотеке;

— выпуска  и распространения буклетов «Знатоки законов», «Права, обязанности и ответственность детей».   

Большое значение для  гражданина имеет его  правовая грамотность, понимание им необходимости соблюдения норм и правил законопослушного поведения.  С этой целью ежегодно проводится месячник правового воспитания «Права детства».  В рамках месячника   проводятся правовые  игры «Закон суров, но он закон», диспуты «О правовой ответственности молодых людей за свои поступки», круглый стол «Молодежь выбирает будущее». В практику работы классных руководителей вошли:  беседы  «Законы школьной  жизни. Права и обязанности учащихся»,  «Избирательные права граждан России», «Голосуй или проиграешь», классные часы по использованию Государственной символики: «Символы государства», «Государственный Герб», «Знамена России».

Формированию у детей мировоззрение, основанного на уважении к закону, способствует проведение декады правовых знаний,  в рамках которой  ребята третьего класса провели интеллектуальную игру «Наша конституция дала нам главное – право!», во втором классе прошел классный час «Права и ответственность детей», прошел общешкольный конкурс рисунков «Имеем права», семиклассники приняли участие в беседе  по профилактике правонарушений «А что мне за это будет?». Уже не первый год во время декады правовых знаний мы проводим мероприятия, не ограничиваясь рамками школы, а приглашаем учащихся из других школ. В прошлом учебном году » на  «Правовой» КВН была приглашена команда из Светлогорской средней школы, а в этом году  у нас в гостях побывали учащиеся Шатковской основной школы. Творческий подход в представлении команд, сплоченность, хорошие правовые знания участников сделали соревнования интересными и зрелищными. Острая борьба команд, активная поддержка болельщиков, музыкальное и художественное оформление мероприятия оставили этот праздник надолго в памяти ребят.

Через такие формы работы  педагоги школы формируют навыки самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством, способствуем развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности. Подобные мероприятия помогаем школьникам составить собственные представления и сформировать личностные установки, основанные на современных правовых и моральных ценностях общества.

Необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства является активная гражданская позиция  членов этого общества. Развитию социальной правовой активности способствуют участие в  акциях и социально значимой  проектной деятельности.  В этом направлении хотелось бы отметить такие проекты как «Мемориал памяти!», «Дорогами добра» и т. д., которые  способствуют приобретению опыта, изучению потребностей сверстников, планированию, принятию решений. Поиск средств их реализации, принципиально изменяют отношение школьников к общественным делам. 

В школе накоплен   опыт социального партнерства по формированию правовой культуры школьников. Тесное взаимодействие с сотрудниками правоохранительных органов, инспектором ПДН, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав  позволяет положительно решать проблему формирования правовой культуры школьников. О правах, обязанностях и ответственности шел разговор на встрече учеников 7-9 классов со  следователем  Шатковского межрайонного следственного отдела управления следственного комитета РФ по Нижегородской области Буреевым Александром Александровичем.  В сентябре перед учащимися 8-11 классов выступала руководитель следственного комитета РФ по Нижегородской области Титова Наталья Николаевна. Миронова Надежда Анатольевна — ответственный секретарь комиссии  по делам несовершеннолетних и защите их прав рассказала старшеклассникам о работе этой комиссии, привела примеры, в каких случаях несовершеннолетних вызывают на заседание комиссии, еще раз напомнила об ответственности несовершеннолетних за административные и уголовные правонарушения. В школе регулярно организуются встречи с участковым уполномоченным Дедаевым Сергеем Николаевичем, старшим инспектором ПДН Ушевым Олегом Леонидовичем, которые проводят беседы с учащимися на правовые темы.  А совсем недавно ученики 9 класса побывали на экскурсии в отделе МВД Шатковского района, где они поближе познакомились с работой полицейского.  Ткаченко Николай Борисович показал им приемы рукопашного боя. Эти встречи способствуют  повышению правовой грамотности несовершеннолетних по вопросам законодательства в области защиты прав несовершеннолетних, снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.

Поговорка гласит: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». То есть правовое воспитание учащихся невозможно представить в отрыве от правового образования родителей. Правовое просвещение родительской общественности носит систематический и планомерный характер.  На родительских собраниях проходит работа по повышению уровня правовых знаний родителей, ориентация на защиту прав своего ребенка, оказывается помощь в воспитании детей. На общешкольных родительских собраниях в течении последних трех лет выступали Титова Н. Н., Ушев О. Л., Москаева М. А., Миронова Н. А.

Только системный  подход  к организации процесса воспитания правовой культуры учащихся, а также заинтересованность всех субъектов воспитательного процесса  может привести к положительной динамике  в работе по  данному направлению.  

 

 

 
 

Версия для слабовидящих

Наша жизнь

ГИА (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ)

Горячая линия

По вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях вы можете сообщить по телефонам:

- Министерства образования Нижегородской области 433-45-80 (круглосуточно)

- администрации Шатковского муниципального района 4-15-53 ( с 08.00 до 17.00 часов)

- отдела образования администрации Шатковского муниципального района 4-19-03 ( с 08.00 до 16.00 часов)

темы для wordpress