Программа кружка «Финансовая грамотность»

Скачать

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красноборская СШ»

 

Согласовано:_____________

Зам.директора по ВР

М.В.Еристова

Утверждаю_____________

Директор школы

Степанцева И.В.

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Финансовая грамотность»

 

 

 

 

 

Срок реализации 1 год

Учащиеся 5-7 классов

 

 

Разработчик:

Новикова Т.А.

 

 

 

с. Красный Бор

2017г

 

 

 

Содержание

Информационная карта………………………………………………..………….3

 

Пояснительная записка………………………………………………….…..……4

 

Актуальность программы…………………………………………….……..……5

 

Цели и задачи программы………………………………………….……………..6

 

Особенности программы …………………………………………………..…….7

 

Ожидаемые результаты…………………………………………………..……….8

 

Учебно-тематический план………………………………………………….….10

 

Содержание программы………………………………………………………….12

 

Методическое обеспечение программы………………………………..………14

 

Список рекомендуемой литературы и интернет-источников…………….…..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информационная карта

 

Полное название программы Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Финансовая грамотность»

Автор программы Новикова Татьяна Александровна
Название проводящей организации МОУ «Красноборская средняя школа»
Адрес организации Нижегородская область, Шатковский район, с.Красный Бор, ул.Молодежная, д.3
Телефон 831-90-4-93-43
Цель программы Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Специфика программы Экономическая направленность
Форма проведения Коллективные, теоретические, практические занятия, беседы, игры, написание эссе, дискуссии, исследование
Сроки реализации 1 год
Официальный язык программы русский
Условия участия в программе Обучение на добровольной основе
Условия размещения участников Кабинет
Краткое содержание программы Учимся разумному финансовому поведению

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

В современных условиях финансовая грамотность становится  необходимым элементом общей культуры современного молодого человека. Вопросы финансовой грамотности населения являются особенно важными в условиях развития рыночной экономики, продолжающегося расширения сферы финансовых услуг и все большего проникновения финансовых рынков и финансовых институтов в повседневную жизнь, все более широкой вовлеченности населения в их деятельность.

Поэтому повышение уровня финансовой грамотности – ключ к финансовому благополучию граждан и повышению производительности труда и залог здорового развития экономики России в целом.

Почему в финансах должен разбираться каждый?

Финансовая грамотность важна не только и не столько как общественное благо. Разбираться в финансах важно потому, что это приносит выгоду каждому из нас –  позволяет защититься от рисков, как накопить на машину, квартиру, пенсию, образование детей. Как составить семейный бюджет. Можно ли довериться государству или добиваться финансовой независимости. Эти вопросы нельзя полностью перепоручить специалистам: банкирам, финансовым консультантам и посредникам.

Именно на изучение этих вопросов и направлены занятия кружка «Финансовая грамотность» для учащихся 5-7 классов.

Финансовая грамотность является одним из элементов защиты потребителей финансовых услуг. Она «вооружает» граждан знаниями, необходимыми для самостоятельного рационального выбора финансовых продуктов, в наибольшей степени соответствующих их потребностям и возможностям

Данный кружок будет интересен и полезен учащимся 5-7 классов.Прохождение программы поможет учащимся более детально познакомиться с понятием деньги и семейный бюджет, ониузнают, какие существуют риски потери денег и как защититься от этого, каким образом взаимодействуют семья и государство, и каким образом может помочь семье финансовый бизнес.

 

 

 

 

 

 

Актуальность программы

 

Актуальность обучения учащихся 5-7 классов возрастает в связи с низкой осведомленностью молодежи в финансовых вопросах. Молодые люди в большинстве своем не откладывают средства на будущее, предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют долги, не участвуют в формировании семейного бюджета и не понимают необходимости его составления.Важно понимать, что школьники – это будущие участники финансового рынка, покупатели, налогоплательщики, вкладчики и кредитополучатели. Поэтому обучение финансовой грамотности необходимо реализовывать в школе.

Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия в будущем.

Современные подростки являются активнымипотребителями, и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток знаний и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи программы

 

Цель: формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе,приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

 

Задачи:

  • повышение финансовой грамотности и уровня финансового самосознания школьников;
  • формирование мотивационной готовности учащихся к овладению знаниями в области финансовой грамотности;
  • обучение основам проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;
  • повышение уровня знаний школьников о финансовых продуктах и их грамотном использовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Особенности программы

 

Программа кружка рассчитана на учащихся 5-7 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, 34 часа в год.

Основные содержательные линии программы кружка:

  • Деньги, их история, виды, функции;
  • Семейный бюджет;
  • Экономические отношения семьи и государства;
  • Семья и финансовый бизнес;
  • Собственный бизнес.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами

математики, истории, географии, обществознания и литературы. Учебныематериалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают тесты, задачи, практические задания, построение диаграмм, игры, эссе, исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы стекстами, таблицами, схемами, диаграммами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Условия реализации программы: светлое помещение, достаточная материальная база (дидактический материал, компьютер, интернет, литература).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты

 

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • осознание себя как члена семьи, общества и государства: понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовыхотношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за своипоступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками вразных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансоваяграмотность» являются:

Познавательные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поисковогохарактера;
  • использование различных способов поиска, сбора, обработки,анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поискинформации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
  • формирование умений представлять информацию в зависимостиот поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известнымпонятиям;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

Регулятивные:

  • понимание цели своих действий;
  • планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
  • проявление познавательной и творческой инициативы;
  • оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
  • адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

Коммуникативные:

  • составление текстов в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различныхточек зрения и права каждого иметь свою;
  • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватнооценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства вэкономике семьи;
  • формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в материальных благах;
  • соотнесение собственного поведения и поступков других людей вэкономической сфере с нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации;
  • понимание и правильное использование экономических терминов; освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
  • приобретение знаний и опыта применения полученных знанийи умений для решения типичных задач в области семейной экономики:

знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

  • развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождениепутей их решения;
  • развитие кругозора в области экономической жизни обществаи формирование познавательного интереса к изучению общественныхдисциплин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план

 

 

Наименование темы

Общее количество часов  

Теория

 

Практика

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» 

Практикум-игра «Где ты встречаешься с экономикой»

1 0,5 0,5
Раздел 1: Доходы и расходы семьи 14    
Беседа «Деньги»   1  
Творческое заданиеПостер «Бартер»     1
Беседа «Доходы семьи»   2  
Творческая работа: диаграмма связей «Доходы семьи»     1
Эссе «Профессии XXI в.»     1
Беседа «Расходы семьи»   1  
Эссе «Как сократить расходы семьи»     1
Экономическая игра «Доходы и расходы»     1
Беседа «Семейный бюджет»   1  
Игра «Рациональная покупка»      1
Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги»     1
Игра ЖЭКА     1
Эссе «Почему нужно планировать семейный бюджет?»     1
Раздел 2: Риски потери денеги имущества и как человекможет от этого защититься 5    
Беседа «Особые жизненные ситуации

и как с ними справиться»

  1  
Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов»   1  
Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».      
Исследование:«Таинственные аббревиатуры»     1
Ролевая игра«Семейный бюджет»     2
Раздел 3: Семьяи государство: как они

взаимодействуют

5    
Беседа «Налоги»   2  
Деловая игра «Что такое налоги и зачем их платить»     1
Беседа «Социальные пособия»   1  
Проект «Государство — это мы!»     1
Раздел 4: Финансовый бизнес:чем он можетпомочь семье 7    
Беседа: «Банковские услуги»   1  
Игра: «Парк банковских услуг»     1
Творческое задание «Банковские услуги».     1
Беседа «Собственный бизнес»   1  
Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки».     1
Деловая игра «Безработные и предприниматели»     1
Беседа «Валюта в современном мире»   1  
Итоговая работа по программе кружка «Финансовая грамотность» 1 1  
Конференция по итогам кружка «Финансовая грамотность». 1 1  
       
Итого часов: 34 15,5 18,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

 

Вводное занятие 1 час.

Теория 0,5 часа. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?»

Практика 0,5 часа. Практикум-игра «Где ты встречаешься с экономикой».

 

Раздел 1: Доходы и расходы семьи 14 часов.

Теория 5 часов.Обсуждение выгоды обмена и причины появления денег.Знакомство с различными формами денег и областями их использования. Знакомство с различными источниками доходов семьи, рассмотрение причины различий размеров доходов у разных семей. Обсуждение направлений расходов семьи и обсуждение того, что принятие решений о покупках зависит от многих факторов.Сравнение соотношения доходов и расходов и понимание последствий их неравенства или равенства;

Практика 9 часов.Творческое задание: Постер «Бартер»; творческая работа: диаграмма связей «Доходы семьи»; эссе «Профессии XXI в.»; эссе «Как сократить расходы семьи»; экономическая игра «Доходы и расходы»; игра «Рациональная покупка» ; решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги»; игра ЖЭКА; эссе «Почему нужно планировать семейный бюджет?»

 

Раздел 2: Риски потери денеги имущества и как человекможет от этого защититься5 часов.

Теория 2 часа.Рассмотрение непредвиденных ситуации, требующие дополнительных расходов, и понимание, как можно смягчить их последствия. Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов».Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис».

Практика 3 часа.  Исследование:«Таинственные аббревиатуры»; ролевая игра«Семейный бюджет».
Раздел 3: Семьяи государство: как онивзаимодействуют5 часов

Теория 3 часа.Рассмотрение того, что государство собирает налоги для

выполнения своих функций и социальной поддержки.

Практика 2 часа. Деловая игра «Что такое налоги и зачем их платить»; Проект «Государство — это мы!»

 

Раздел 4: Финансовый бизнес: чем он может помочь семье 5 часов

Теория 3 часа.Рассмотрение видов банковских услуг для физическихлиц и объяснить значение банков для экономики семьи. Знакомство с понятием предпринимательской деятельности и основных проблемах малого бизнеса. Обсуждение основных валют и знакомство с тем, как определяется валютный курс.

 

Практика 2 часа. Игра: Парк банковских услуг; творческое задание «Банковские услуги»; сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки»; деловая игра «Безработные и предприниматели».

 

Итоговая работа по программе кружка «Финансовая грамотность» 1 час

 

Заключительное занятие 1 час: Конференция по итогам кружка «Финансовая грамотность».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы

 

№ п\п Раздел Форма занятий Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса Техническое оснащение программы, методический и дидактический материал Форма подведения итогов
1 Вводное занятие Беседа;

Практика-игра

Теоретические Практические

Коллективные

 

карточки опрос
2 Доходы и расходы семьи Беседа;

Творческая работа;

Экономическая игра;

Решение задач;

Интернет-игра

Теоретические Практические

Коллективные

Индивидуальные

Ватман;

Фломастеры;

Карандаши;

Литература;

Карточки;

Ножницы;

Компьютер;

 

Постер

Диаграмма связей

Эссе

Кроссворд

3 Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься Беседа;

Дискуссия;

Ролевая игра;

Исследование

Теоретические Практические

Коллективные

Индивидуальные

карточки ;

игровые кости;

таймер;

калькуляторы;

фломастеры

Кроссворд

Игра

4 Семья и государство: как они взаимодействуют Беседа;

Деловая игра;

Подготовка проекта

Теоретические Практические

Коллективные

Индивидуальные

Компьютер Проект-презентация
5 Финансовый бизнес: чем он может помочь семье Беседа;

Эк.игра;

Сюжетно-ролевая игра;

Деловая игра

Теоретические Практические

Коллективные

Индивидуальные

Карточки;

Фломастеры;
Карточки с ролями

Кроссворд
6 Итоговая работа по программе кружка «Финансовая грамотность» Итоговая работа Теоретические Индивидуальные Карточки;

Ручки

Итоговая работа
7 Заключительное занятие Беседа Теоретические

Индивидуальные

  опрос

 

Список рекомендуемой литературы и интернет-источников для проведения кружка «Финансовая грамотность»:

 

Литература

  1. Липсиц И.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы для общеобразовательных организаций/ И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. – М., ВИТА-ПРЕСС, 2015;

Дополнительные пособия для учителя:

  1. Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  2. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  3. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  4. Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
  5. Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

 

Интернет-источники:

  1. Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология.
  2. Менеджмент» http://ecsocman.hse.ru/comp/16000682/index.html
  3. Сайт «Основы экономики» http://basic.economicus.ru
  4. Сайт «РАНХиГС» Банк методических разработок http://niu.ranepa.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/finansovaya-gramotnost/bank-metodicheskikh-razrabotok/
  5. Сайт «Игра ЖЭКА» http://igra-jeka.ru/
  6. Сайт МинФин России https://www.minfin.ru/ru/

7.     вашифинансы.рф;

8.     fmc.hse.ru;

  1. хочумогузнаю.рф
  2. Сайт «Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя» http://zanimatika.narod.ru/
  3. Сайт по основам финансовой грамотности «Достаток.ру» http://www.dostatok.ru

Версия для слабовидящих

Наша жизнь

ГИА (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ)

Горячая линия

По вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях вы можете сообщить по телефонам:

- Министерства образования Нижегородской области 433-45-80 (круглосуточно)

- администрации Шатковского муниципального района 4-15-53 ( с 08.00 до 17.00 часов)

- отдела образования администрации Шатковского муниципального района 4-19-03 ( с 08.00 до 16.00 часов)

темы для wordpress