Анализ работы педагога — психолога

 

Муниципальное образовательное учреждение

Красноборская средняя общеобразовательная школа

Анализ работы

педагога – психолога

МОУ Красноборской СОШ

Прохоровой Натальи Николаевны

за 2014 – 2015 учебный год

с. Красный Бор, 2015

Цель работы на 2014 – 2015 год была следующая: психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса

Задачи:

  1. Психологический анализ социальной ситуации развития, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения.
  2. Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе.
  3. Формирование у обучающихся способности к самоопределению в выборе профессиональной деятельности.
  4. Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся.
  5. Содействие распространению и внедрению в практику школы достижений в области отечественной и зарубежной психологии.
  6. Содействие обеспечению деятельности педагогических работников школы научно-методическими материалами и разработками в области психологии.
  7. Оказание помощи в личностном развитии перспективным, способным, одаренным обучающимся в условиях общеобразовательного учреждения.

Работа психолога включала в себя следующие направления деятельности:

  • Работа с учащимися по всем направлениям:

—  охрана жизни и здоровья детей,  профилактика правонарушений;

— психолого – педагогическое  сопровождение учащихся «группы риска»;

— психологическое сопровождение предпрофильной и профильной подготовки учащихся;

— работа с учащимися, имеющими высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности («одаренные дети»);

-психологическое сопровождение при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

  • Работа с педагогическим коллективом

-проведение индивидуальных консультаций;

-просветительская работа (выступления на собраниях МО педагогов, проведение психолого-педагогических практикумов, семинарах)

  • Работа с родителями.

— индивидуальные и групповые  консультации (по запросу и результатам диагностик)

— работа по психопросвещению ( выступления на родительских собраниях).

Организационно-методическая работа (планирование деятельности; анализ деятельности; анализ научной и практической литературы для подбора инструментария; разработки развивающих и     коррекционных программ;  участие в научно-практических конференциях и семинарах;  посещение совещаний, методических объединений, знакомство с методической литературой и новинками в области психологии и  педагогики,  подготовка бланков, наглядного материала, создание картотеки тестов.)

 

Диагностическая работа

 

Включала индивидуальные и групповые исследования с целью определения хода психического развития, соответствие развития возрастным нормативам и адаптивности личности школьника; а также изучение различных отклонений в психическом развитии; проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе, Диагностика самооценки психических состояний учащихся, для выявления личностных особенностей (тревожность, фрустрация, агрессивность). Изучение уровня комфортности в школе, а также изучение готовности к выбору профессии и готовности к сдаче ЕГЭ и ГИА.

1) Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся в переходные периоды:

-Диагностика  и мониторинг адаптации к школе первоклассников). (1четверть).

-Диагностика учащихся 5,10 классов (адаптация к новым условиям обучения). (1четверть).

Результат адаптационного периода в 2014-2015 уч. году

Полученные данные по всем изученным критериям помогли сделать следующий вывод об адаптации учащихся 5-го и 10-го классов:

 

Класс Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
5 кл.  9 чел. 38 % 13  чел. 54% 2 чел. 8%
10 кл.  2 чел. 33% 4 чел. 67%

 

В ходе анкетирования  5-го и 10-го классов было выявлено, что учащиеся испытывают определенные трудности в учебе при переходе в среднее звено, а именно трудности в освоении нового материала на уроке,  в самоорганизации на уроке, трудности  в привыкании к новому составу учителей.  Указали на отсутствие трудностей в обучении 92 % учащихся в 5 классе и 100% — в 10 классе.

В 1  классе  проявили достаточный уровень адаптации к обучению в школе 12  учащихся, что составляет 100%.

 

Уровень адаптации Количество учащихся Процентное соотношение
Высокий 7 чел. 58%
Средний 5 чел. 42%
Низкий
Дезадаптация

 

Проблемы адаптации учащихся:

-отсутствие саморегуляции поведения и внимания;

-перемена условий нахождения, появление новой социальной общности — «школа»;

-отсутствие волевых усилий для выполнения поставленных задач;

-низкая мотивация учебной деятельности;

— проявления гиперактивности у учащихся.

 

2) Определение уровня психологической готовности дошкольника  к обучению в школе

 

Уровень готовности дошкольников к обучению в школе в 2015-2016 уч.году

Уровень готовности дошкольника
Готов Условно готов Условно не готов Не готов
Дошкольники 8 чел. 80% 2 чел. 20%

 

Общий уровень готовности к обучению в школе – высокий, которому соответствует достаточный уровень развития всех психических процессов, умения  систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений, наличие  запаса сведений об окружающем мире и  умение ими пользоваться ,умение различать звуки в словах и  элементарные математические навыки, готовность руки к письму,  а также умение действовать по инструкции; сформированность самостоятельности дошкольника, проявление самоорганизации и саморегуляции.  По результатам диагностического исследования можно сделать вывод, что у   80%  дошкольников был выявлен оптимальный и достаточный уровень психологический готовности детей к школьному обучению.

 

3)    Школьная прикладная психодиагностика.

Определение выбора профессиональной сферы учащихся 9-11-х классов.

№ п/п Название профессиональной сферы деятельности Общие данные 9 класс Общие данные 11 класс
1 Человек-знак 2 чел. 8% 3 чел. 27%
2 Человек-техника 9 чел. 36% 3 чел. 27%
3 Человек-природа 2 чел. 16% 1 чел. 9%
4 Человек-худ. образ 4 чел. 32% 2 чел. 18%
5 Человек-человек 10 чел. 40% 7 чел. 64%

 

Диагностика неуспеваемости и недисциплинированности  учащихся 1- 4 классов, по запросу классных руководителей и родителей,  в течение года.

 

4) Диагностика уровня тревожности учащихся 9, 11 классов при подготовке к ЕГЭ и ГИА, определение готовности учащихся к сдаче экзаменов по результатам анкетирования учащихся.

 

Изучение уровня тревожности проводилось в ноябре 2014 года и марте 2015 года. По результатам получены следующие данные:

Уровень тревожности 9 класс

ноябрь

9 класс

март

11 класс

ноябрь

11 класс

март

Кол-во % Кол-во % Кол-во % Кол-во %
Высокая тревожность
Повышенная тревожность 4 чел 32% 2 чел 8% 3 чел 27%
Тревожность не выявлена 21 чел 28% 23 чел 92% 8 чел 73% 11 чел 100%
Всего обследованных учащихся  

25 чел.

 

 

11 чел.

 

После проведенной коррекционной работы с выявленными учащимися гр. «риска», степень тревожности понизилась у 2 учащихся из 4 выявленных в 9 классах, и 3 учащихся их 3 выявленных из 11-х классов. Основными факторами повышенной тревожности остались: низкая физиологическая сопротивляемость стрессу; переживание социального стресса.

В конце 3 четверти было проведено анкетирование учащихся, с целью выявление готовности учащихся к сдаче экзаменов. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что учащиеся 11-х классов более подготовлены к сдаче экзаменов, чем уч-ся 9-х классов. О чем свидетельствуют полученные данные:

№ п/п Критерии оценивания 9 класс 11 класс
1 Хорошо представляют, как проходит ЕГЭ 50% 100%
2 Полагают, что смогут правильно распределить время и силы во время ЕГЭ 40% 50%
3 Знают, как вы­брать наилучший для себя способ выполнения заданий 40% 58%
4 Считают, что результаты ЕГЭ важны для их будущего 70% 100%
5 Волнуются, когда думают о предстоящем экзамене 90% 100%
6 Знают, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку 30% 75%
7 Думают, что у ЕГЭ есть свои преимущества 10% 25%
8 Считают, что могут сдать ЕГЭ на высокую оценку 0% 25%
9 Знают, как можно успокоиться в трудной ситуации 50% 67%
10 Понимают, какие качества могут  им помочь при сдаче ЕГЭ 40% 58%
11 Думают, что смогут справиться с тревогой на экзамене 60% 75%
12 Достаточно много знают  про ЕГЭ 30% 83%
13 Чувствуют, что сдать этот экзамен не по силам им 20% 33%

 

 

 

3) Психолого-педагогическое сопровождение учащихся «группы риска».

Ведется банк данных на детей, требующих особого подхода в воспитании.

В течение года проводится диагностика познавательной и личностной сферы подростков, поставленных на внутришкольный учет.

Согласно плану и экстренно (по запросам) проводились индивидуальные консультации для обучающихся указанной группы и их родителей.

По запросам (как со стороны классных руководителей, так и администрации) проводились классные часы по нормализации психологического климата в проблемных классах.

 

Коррекционная и развивающая работа.

 

Опираясь на результаты проведенных диагностик, а также по запросам учителей и администрации школы, проводились занятия с  детьми, имеющими трудности в обучении, адаптации, поведении.

В 2014- 2015 учебном году для 1-11 классов коррекционно-развивающая работа состояла из следующих базовых тем:

  1. Сопровождение процесса адаптации первоклассников по программе « Я познаю этот мир» — 9 занятий.
  2. Развивающая программа «Формула успеха» для 9 – 11 классов — 12 занятий.
  3. Работа с учащимися повышенной школьной тревожности в 9 кл. – 2 занятия, в 11 классе — 2 занятия (« Тренинг эмоциональной устойчивости», «Способы снятия нервно-психического напряжения»)
  4. Индивидуальная работа с учащимися «группы риска» по программе «Трудность взросления» — 8 занятий
  5. Работа с учащимися 9 классов по программе «Психология и выбор профессии»
  6. Работа с учащимися 1 класса по программе «Жизненные навыки»
  7. Индивидуальные беседы с детьми группы «риска».
  8. Коррекционные занятия, направленные на развитие личностной сферы детей (работа с эмоциями) в индивидуальной форме.
  9. Проводились индивидуальные развивающие занятия с детьми на снятие агрессивных тенденций, тревожности.
  10. Развитие стратегий саморегуляции поведения. Проводились занятия с учащимися на формирование стратегий саморегуляции поведения в стрессовых ситуациях.
  11. Индивидуальные беседы с детьми, имеющими нарушения поведения, тревожности, проблем с адаптацией в новом классе.

Всего за 2014 -2015  учебный год проведено  93 групповых и 34 индивидуальных коррекционно-развивающих занятий. Причем групповая работа носит в большей степени развивающий характер, а индивидуальная направлена на коррекцию.

 

Консультативная работа с детьми, родителями, педагогами.

 

Консультативная работа  велась по двум направлениям:

—  индивидуальное консультирование;

—  групповое консультирование.

Категории обращающихся к психологу Количество индивидуальных приемов Количество групповых приемов

 

Учащиеся 18 3
Родители 27 4
Педагоги 14 7
Всего за год 59 14

 

За год проведено  59  индивидуальных консультаций.  В  24% случаях за помощью обращались педагоги ,  46%- родители,  и  31 % — учащиеся.

Групповых консультаций за год было проведено — 14.  Из них 50% -педагоги, 21% учащиеся, 29% — родители.

Итого было проведено за год – 73 консультации.  В  29 % случаях за помощью обращались педагоги ,  42%- родители,  и  29 % — учащиеся.

Консультативная работа, беседы с учителями и родителями учащихся велись с целью более эффективной работы с детьми. Наибольшее количество консультаций проведено с учителями начальных классов по поводу взаимодействия с гиперактивными детьми в классе, а также по другим вопросам, касающихся проблем поведения, обучения детей.

Велись беседы с родителями детей «группы риска». Консультирование осуществлялось индивидуально и в группах. Индивидуальные консультации проводились по запросам. Групповые консультации для родителей – на родительских собраниях согласно плану работы, для обучающихся – на  классных часах.  Ведутся журналы учета  индивидуальных и групповых консультаций.

Темы  групповых консультаций:

— « Введение в школьную жизнь» — для родителей первоклассников;

— «Аспекты нравственности учащихся» — для классных руководителей по результатам изучения воспитанности учащихся;

—  «Гиперактивный ребенок в школе» — для родителей начальной школы;

— «Психологическая готовность ребенка к школе» — для родителей дошкольников;

— «Подготовка к экзаменам» — для учащихся 9, 11 классов.

 

Психологическое просвещение и профилактика

 

Данная  работа направлена на создание благоприятного психологического климата в учреждении, способствует улучшению форм общения педагогов с детьми; психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам, касающимся возрастной психологии, семейного воспитания.

В течение года велась групповая работа с учащимися с целью сплочения, самопознания, приобретения и совершенствования  навыков саморегуляции, снятия напряжения и возбудимого поведения.

Групповые занятия на сплочение и развитие личности, подготовку учащихся к сдаче экзаменов, а так же упражнения на снятие напряжения, уменьшение тревоги и агрессии.

В целях повышения психологической культуры участников образовательного процесса проведен цикл мероприятий:

Категория участников

 

Форма мероприятия

 

Тема мероприятия

 

Примечание

 

 

 

Учащиеся

 

Психологическое занятие с элементами тренинга «Мир вокруг меня, как нужно жить в нем»

 

Повышение адаптивности личности

 

Классный час

 

«Давайте,  жить дружно»

 

Проблемы межличностного характера
Психологические игры – 5- 8 кл.

 

 

«Вредные привычки», «Будьте здоровы»,  «Быть здоровым здорово» Здоровье сберегающая работа

 

Профилактический час в 1 кл « Я- школьник».

 

Адаптация учащихся к школе

 

Профилактические занятия в 9,11 классах

 

Работа по программе «Формула успеха»

 

Подготовка к ЕГЭ и ГИА

 

 

 

 

 

 

Родители

 

Выступления на родительских собраниях

 

«Психологические особенности подготовки к ЕГЭ» Подготовка к ЕГЭ

 

«Готовность ребенка к школе»

 

Работа с дошкольниками
«Время кризиса. Переход из начальной школы в среднюю»

 

Период адаптации

 

Общешкольное родительское собрание

 

«Способы решения конфликтных ситуаций»

«Суицид проблема взрослых»

 

 

.

 

 

 

Организационно-методическая работа

 

Были созданы и заведены на  учащихся «группы риска» банк данных и психологические карт,  а также на детей-инвалидов индивидуальные карты психолого-педагогического сопровождения. Все конфликтные ситуации, возникшие за время работы психолога, были успешно разрешены. Созданы индивидуальные карты дошкольников, где отражены все необходимые результаты обследования ребенка при поступлении в школу.

 

Повышение квалификации специалистов

 

Ежемесячно психолог принимает участие в работе районного методического объединения школьных психологов при отделе образования а Шатковского муниципального района

С 10 февраля 2014 года по 25 октября 2014 года проходила обучение в ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» по программе «Здоровьесберегающие технологии в современной школе в условиях внедрения ФГОС» в объеме 144 часов. По окончанию курсов было получено удостоверение о повышении квалификации.

В декабре 2013 года установлена 1 квалификационная категория по должности «Педагог-психолог»

 

Перспективы  работы на 2015 — 2016  учебный год.

 

На 2015 — 2016 учебный год следует усовершенствовать коррекционно-развивающее направление работы:

— Дополнить тематику выступлений на родительских собраниях;

-Разработать программу индивидуального сопровождения учащихся с агрессивным поведением, с проявлениями гиперактивности.

Версия для слабовидящих

Наша жизнь

ГИА (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ)

Горячая линия

По вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях вы можете сообщить по телефонам:

- Министерства образования Нижегородской области 433-45-80 (круглосуточно)

- администрации Шатковского муниципального района 4-15-53 ( с 08.00 до 17.00 часов)

- отдела образования администрации Шатковского муниципального района 4-19-03 ( с 08.00 до 16.00 часов)

темы для wordpress