Приглашение на химический обед по теме «Оксиды, основания, кислоты, соли»

                                                                                                                                                                                           Приложение 1

 

МОУ Красноборская средняя общеобразовательная школа

Шатковский район

Нижегородская область

 

 

Разработка урока

 

Предмет: химия

Класс: 8

Тема: оксиды, основания, кислоты, соли

 

Программа: Габриелян, О. С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных

учреждений/ О. С. Габриелян. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дрофа, 2011. — 78 с.

 

Учитель: Еристова М. В.

 

                                                                                                      

 

 Тема урока: «Оксиды, основания, кислоты, соли»

 

 Изучаемая тема: «Соединения химических элементов»

№ урока Тема урока
1.

2.

 

3.

 

4.

5.

6.

7-9

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Степень окисления.

Бинарные соединения металлов и неметаллов. Составление формул бинарных соединений.

Важнейшие формулы бинарных соединений – оксиды, летучие водородные соединения.

Основания, их состав и названия.

Кислоты, их состав и названия.

Соли, их состав и названия.

Оксиды, основания, кислоты, соли.

Кристаллические решетки.

Чистые вещества и смеси.

Массовая доля вещества в смеси.

Объемная доля вещества в смеси.

Массовая доля примесей.

Обобщение и систематизация знаний по данной теме.

Подготовка к контрольной работе.

Контрольная работа  по данной теме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тип урока: урок обобщающего повторения, тренировочный.

 Цели урока

Обучающие:  способствовать

  • закреплению понятий об оксидах, основаниях, кислотах, солях;
  • выработке навыка составления формул веществ по степени окисления (для оксидов) и зарядам ионов (для оснований и солей);
  • закреплению умений выявлять сходство и различия между разными классами неорганических соединений.

Развивающие: способствовать развитию

  • мыслительных функций: анализа, сравнения, обобщения;
  • общеучебных умений и навыков: пользоваться периодической системой химических элементов

Д. И. Менделеева, таблицей растворимости; таблицей индикаторов.

3) практических умений проводить опыты.

Воспитательные: способствовать

1) снижению уровня тревожности (путем  создания ситуации успеха, посильности заданий).

2)  повышению предметной мотивации (через использование игровой формы урока).

 

 Методы обучения:

            Словесные: беседа, рассказ

Наглядные:  просмотр слайдов презентации

Практические: химические опыты

 

 Форма организации урока:  урок – игра «Приглашение на химический обед»

 Средства обучения: периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, таблица растворимости, интерактивный комплекс, химические реактивы (вода, соляная кислота, гидроксид натрия, индикаторы), карточки со знаками химических элементов, с формулами и названиями солей, алгоритм «Определение степени окисления» (Приложение № 1), памятки «Кислоты» (Приложение № 2), «химическая картина «Веселый клоун», карточки с домашним заданием (Приложение № 3).

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная.

Хронометраж урока:

  1. Организационный момент                                                                1 мин.
  2. Сообщение темы и задач урока 2 мин.
  3. Закрепление знаний в определении степени окисления элементов  4 мин.
  4. Закрепление умений составлять формулы оксидов 6 мин.
  5. Повторение оснований 6 мин.
  6. Повторение кислот                                       6 мин.
  7. Повторение солей 8 мин.
  8. Закрепление практических умений проводить опыты 6 мин.
  9. Предъявление и обсуждение домашнего задания                                3 мин.
  10. Подведение итогов урока 3 мин.

 Содержание  урока.

                                    Ход урока Обоснование деятельности

учителя

     Прогнозируемая        деятельность учеников
1.      Организационный момент.

Взаимное приветствие учащихся и учителя, проверка готовности учащихся к уроку.

 

2.Ребята я приглашаю вас всех на званый обед, но обед не простой, а химический.   (слайд № 1).

 

3.Давайте вместе сделаем заказ. Для этого нам нужно знать номер телефона. Номер телефона вы легко определите по степени окисления подчеркнутых элементов:

H2SO4; Na; AI2O3; KMnO4; CuO; LiNO3; Zn; MnCI2; CO2; H2Cr2O7

(слайд № 2)

 

Заказать обед мы можем по телефону:

6- 037-250-246

 

 

Предлагаю следующее меню:

— закуска, заправленная оксидами

— салат «Основайский» из оснований

— рагу «Кислинка»

— «Солянка»

— Компот «Индикаторный»

— десерт «Ассорти» из важнейших классов неорганических соединений    (слайд № 3)

 

4. Обед начнем с закуски, заправленной оксидами.

— какие вещества называются оксидами?

-на какие две группы мы делим оксиды?

Определения оксидов мы вспомнили, а сейчас попробуем записать формулы оксидов.

Учащиеся с высокой степенью обучаемости получают следующее задание.

Из элементов, имеющих следующие электронные формулы, запишите формулы оксидов с учетом степени окисления:

1s2 2s2 2p63s23p1; 1s2 2s1 ; 1s2 2s2 2p6 3s2 ; 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 3d10 4s2 (слайд № 4)

Для учащихся с низкой степенью обучаемости:

Составить формулы оксидов из имеющихся карточек, на которых записаны химические элементы с индексами

Li2
O
AI2

 

Mg

 

O

 

Zn

 

O

 

 

 

 

 
5. Для приготовления салата  «Основайский» нам потребуются знания об основаниях.

— Какие вещества мы называем основаниями?

-Что такое щелочь?

Составьте формулы оснований, соответствующие оксидам из нашей закуски

AI2 O3

Li2O –

Mg O —

Zn O –

Найдите среди записанных формул оснований – щелочи.

(слайд № 5)

 

 

6. Закуска и салат нам всем очень понравились. Пора переходить к рагу. Рагу называется «Кислинка».

— А что это за вещества кислоты?

— По каким признакам мы классифицируем кислоты?

— Какие кислоты называют одноосновными?

—  …..двухосновными?

— ……многоосновными?

-Какие кислоты называются кислородсодержащими?

— …..бескислородными?

 

 

Кислоты

 

По числу атомов водорода                         По наличию кислорода

 

 

Одноос-     Двуос-   Многоос-           Кислородсо-    Бескислородные

новные     новные    новные                держащие

 

Дополняем схему конкретными формулами.     (слайд № 6)

 

 

 

 

 

7. Следующее блюдо нашего званого обеда «Солянка». Ее невозможно сварить без этого вещества. Попробуйте отгадать, что находится у меня в этом волшебном чемодане. В ее честь названы многие города, реки, озера. Ее недостаток в пище пагубно сказывается на здоровье, а полное  ее отсутствие несовместимо с жизнью. Полагают, что массовая гибель наполеоновских солдат при их отступлении из Москвы была обусловлена ее нехваткой в пище. Римским легионерам часто платили жалование не золотом и серебром, а ею. У всех народов она – символ гостеприимства и радушия.

Соль. Соли – это целый класс неорганических соединений, который мы  сейчас и вспомним.

— Какие вещества мы называем солями?

Определение мы вспомнили. А теперь давайте вспомним  названия солей. Если мы не ошибемся, то получим химическую картину. (слайд 7 — 16)

Слабые учащиеся могут воспользоваться памяткой «Кислоты».

 

 

 

8. Какой же обед без компота. Компот  у нас «Индикаторный»

Здесь вам понадобятся практические умения.

В трех пронумерованных пробирках находятся: вода, соляная кислота, гидроксид калия. Определите с помощью индикаторов, в какой пробирке какое вещество.

Метилоранж                     Метилоранж              Метилоранж

 

 

 

H2O                                    NaOH                        HCI   (слайд №17)

Прежде чем приступить к выполнению опытов повторим правила техники безопасности.             (слайд № 18)

(результаты и выводы опыта – слайд № 19)

 

9. А теперь настала очередь десерта «Ассорти»

Ваша задача найти как можно больше формул и распределить их по  классам неорганических соединений   (слайд № 20, 21)

(результаты на слайде № 22)

 

10. Домашнее задание: составить коктейль из различных веществ, относящихся к разным классам неорганических соединений.

Работа по карточкам. Задания у каждого индивидуальные.

(слайд № 23)

      А      Б     В     Г     Д    Е    Ж
1 HCI CO2 Mg NaOH CuO CuSO4 HNO3
2 Na2O Fe(OH)3 AI2O3 H2O Na C P2O5
3 Fe AgNO3 Cu(OH)2 P CaO H2SiO3 CI2
4 CuCI2 Ca NaCI CaCO3 H2 ZnO Cu
5 SO3 K2S S Zn Na2SO4 O2 AI(OH)3
6 N2 H3PO4 SO2 FeO H2CO3 Na3PO4 Na2CO3
7 MgO Mg(NO3) H2S H2SO4 BaCI2 KOH Fe2O3
8 Si Zn(OH)2 Ca(OH)2 Mg(OH)2 FeS NaAIO2 H2SO3

 

11. Подведение итогов урока проводится по принципу незаконченного предложения.

— на сегодняшнем уроке я закрепил знания …

— на сегодняшнем уроке я научился …

— после сегодняшнего урока я уже не делаю ошибок…

(Слайд № 24)

А закончить сегодняшний Званый обед я хочу словами:

На базаре много яств,

В магазине тьма всего.

Но чтобы, знать как есть и пить,

Надо химию учить!     (слайд № 25)

Организовать  учащихся, настроить их на «серьезную» игру.

 

Сообщить учащимся о теме и цели урока.

 

Закрепить умения учащихся определять степень окисления по формуле вещества.

Учащиеся с низким уровнем обучаемости могут воспользоваться алгоритмом «определение степени окисления»

(Приложение № 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют задание на составления формул оксидов по степени окисления. Задание дифференцировано с учетом степени обучаемости, что позволяет снять напряжение, активизирует учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяется умения записывать формулы оснований по соответствующим им оксидам.

 

 

 

 

Задание направлено на развитие устной монологической речи.

 

 

 

 

Задание дифференцировано для учащихся с разной степенью обучаемости. Учащиеся, имеющие низкий уровень обучаемости могут воспользоваться для выполнения этого задания памяткой «Кислоты».

 

Данный отрывок раскрывает межпредметную связь с другими науками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дифференциация задания способствует повышению самооценки всех учащихся класса.

 

 

Закрепление практических умений учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При выполнении данного задания у учащихся развивается зрительная память, воображение, такие мыслительные навыки, как анализ и синтез.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Данное задание позволяет более качественно проверить и закрепить знания учащихся.

 

Готовность учащихся к уроку.

 

 

Настрой учащихся на игру.

 

 

Учащиеся определяют степень окисления и соответственно определяют номер телефона.

Все, даже «слабые» уч-ся могут справиться с заданием, что способствует повышению их самооценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся вспоминают определения оксидов, закрепляют умения составлять формулы оксидов по степени окисления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся закрепляют умения записывать формулы оснований и давать им названия.

 

 

 

 

 

Учащиеся закрепляют знания определения и классификации кислот.

 

 

 

Дифференциация задания позволяет справиться с его выполнением всем учащимся, что повышает учебную мотивацию.

 

 

 

 

Учащиеся используют знания, полученные на уроках биологии и истории, определяют, что в волшебном чемоданчике находится соль.

 

 

Учащиеся, опираясь на ранее полученные знания, дают названия солям.

 

 

 

 

 

Учащиеся закрепляют практические умения проводить опыты и по изменению окраски индикатора определять вещество.

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся на предложенном рисунке находят формулы и относят их к тому или иному классу неорганических веществ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый учащийся получает свое задание, которое он должен выполнить самостоятельно, а не списать у одноклассника.

 

                                                                                                                                                                                          Приложение 1

Алгоритм «Определение степени окисления»                                

  1. Для бинарных соединений:

Например CI2O7

А) обозначим степень окисления кислорода CI2O7

Б) умножим степень окисления кислорода на индекс

(-2)  7 = 14

В) делим 14 на индекс хлора      14 : 2 = 7

Г) записываем степень окисления хлора +7

  1. Для сложных веществ:

А) выделим центральный элемент:  H3          O4

Б) расставим постоянные степени окисления: H3+           O4-2

В) составим уравнение с одним неизвестным и решим:

+ 1   3  +   Х  1   — 2   4 = 0

+3 +Х -8=0

Х = +5

Г) Н3 +Р+5 О4-2

 

 

 

                                                                                                                                                                                            Приложение 2

Памятка «Кислоты, соли»

     

                                          

Номенклатура и формула кислоты Формула иона кислотного остатка Название соли Пример
Азотная HNO3 NO3 Нитраты КNO3
Азотистая HNO2 NO2 Нитриты КNO2
Серная H2SO4 SO42- Сульфаты Na2SO4
Сернистая H2SO3 SO32- Сульфиты ВаSO3
Сероводородная H2S S2- Сульфиды FeS
Угольная H2CO3 CO32- Карбонаты СаCO3
Кремневая H2SiO3 SiO3 2- Силикаты Na2SiO3
Фосфорная H3PO4 PO43- Фосфаты Ca3(PO4)2
Хлороводородная  HCI CI Хлориды NaCI
Бромоводородная HBr Br Бромиды MgBr2
Иодоводородная HI I Иодиды ВаI2
Фтороводородная HF F Фториды LiF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                        Приложение 3

 

Соединения химических элементов                        

  1. Определите степени окисления

элементов по формулам А6;

В4; В7; Б5; Г4.

  1. Определите степени окисления

элементов по формулам А1;

В2; Ж2; Е3; В5; Е6.

  1. Выпишите формулы оксидов.
  2. Выпишите формулы сульфидов.
  3. Выпишите формулы хлоридов.
  4. Выпишите формулы нитратов.
  5. Выпишите формулы сульфатов.
  6. Выпишите формулы карбонатов.
  7. Выпишите формулы щелочей.
  8. Запишите формулы гидроксидов,

соответствующих веществам А2; В2; Д3.

  1. Запишите формулы гидроксидов,

соответствующих веществам         Е4; Г6; Ж7.

12.Рассчитайте относительные

молекулярные массы веществ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б3; Г8; Ж1.

 

 

 

       Закончите предложения                                                                        Закончите предложения

  1. На сегодняшнем уроке я закрепил знания …                             На сегодняшнем уроке я закрепил знания …

 

 

 

  1. На сегодняшнем уроке я научился … На сегодняшнем уроке я научился …

 

 

 

  1. После сегодняшнего урока я уже                 После сегодняшнего урока я уже

не делаю ошибок …                                                                             не делаю ошибок …

 

 

 

 

 

 

 

       Закончите предложения                                                                   Закончите предложения

  1. На сегодняшнем уроке я закрепил знания … На сегодняшнем уроке я закрепил знания …

 

 

 

  1. На сегодняшнем уроке я научился … На сегодняшнем уроке я научился …

 

 

 

  1. После сегодняшнего урока я уже После сегодняшнего урока я уже

не делаю ошибок …                                                                             не делаю ошибок …

 

 

 

 

                                                 Определите степени окисления элементов

H2SO4; Na; AI2O3; KMnO4; CuO; LiNO3; Zn; MnCI2; CO2; H2Cr2O7

Из степеней окисления подчеркнутых элементов определите номер

телефона:

 

 

                                                 Определите степени окисления элементов

H2SO4; Na; AI2O3; KMnO4; CuO; LiNO3; Zn; MnCI2; CO2; H2Cr2O7

Из степеней окисления подчеркнутых элементов определите номер

телефона:

 

 

                                                 Определите степени окисления элементов

H2SO4; Na; AI2O3; KMnO4; CuO; LiNO3; Zn; MnCI2; CO2; H2Cr2O7

Из степеней окисления подчеркнутых элементов определите номер

телефона:

 

 

                                                 Определите степени окисления элементов

H2SO4; Na; AI2O3; KMnO4; CuO; LiNO3; Zn; MnCI2; CO2; H2Cr2O7

Из степеней окисления подчеркнутых элементов определите номер

телефона:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Версия для слабовидящих

Наша жизнь

ГИА (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ)

Горячая линия

По вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях вы можете сообщить по телефонам:

- Министерства образования Нижегородской области 433-45-80 (круглосуточно)

- администрации Шатковского муниципального района 4-15-53 ( с 08.00 до 17.00 часов)

- отдела образования администрации Шатковского муниципального района 4-19-03 ( с 08.00 до 16.00 часов)

темы для wordpress